Новое японское правительство продолжит курс на заключение мирного договора с Россией, включая решение так называемой территориальной проблемы, заявил в своем выступлении в парламенте страны новый премьер-министр Сигэру Исиба.
Он также пообещал, что Токио продолжит оказывать санкционное давление на Москву, а также поддерживать Украину.
Исиба напомнил тезис своего предшественника, Фумио Кисиды о том, что «сегодняшняя Украина — это, возможно, завтрашняя Восточная Азия».
Новый глава японского правительства выступил с обвинениями в адрес РФ и КНР в «серии нарушений воздушного пространства страны». По его мнению, в настоящее время государство столкнулось с самой сложной ситуацией в сфере безопасности со времен Второй мировой войны.
Наряду с этим Исиба заявил, что укрепление союза с Вашингтоном является основой безопасности Страны восходящего солнца. «В современном мире идет процесс раскола и противостояния. В этих условиях с помощью внешней политики на основе реалистичных национальных интересов, имея в качестве стрежня союз Японии и США, увеличивая число партнерских и дружественных стран, мы будем сбалансированно укреплять дипломатическую силу и обороноспособность…
Союз Японии и США — стержень японской внешней политики и обеспечения безопасности Японии, основа мира и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе и в мире», — сказал глава правительства Японии.
Сигэру Исиба был избран премьер-министром на внеочередной сессии нижней палаты японского парламента, состоявшейся 1 октября. До этого он занимал пост министра обороны страны.
Японовед, завотделом научного мониторинга Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков назвал обстановку, в которой Исиба сделал свои заявления, отчасти формальной.
— Когда в стране появляется новый премьер, он обязательно выступает с программной речью, рассказывает в ней о своих намерениях, излагает принципы своей политики, что и было сделано.
И в этой речи премьер рассказывает, по традиции, о направлениях внешней и внутренней политики в сокращенном, упрощенном виде. В данном случае Исиба повторил позицию, которая была ранее, в том смысле, что эта задача все равно стоит на повестке дня вне зависимости от ситуации.
«СП»: Новый глава правительства подал сигнал, что не собирается нарушать политическую традицию?
— Логика в том, что этот политик дал понять, что не собирается нарушать существующий порядок вещей, а намерен продолжать дело своего предшественника Фумио Кисиды и тех глав правительств, что были до него. Это дает определенную стабильность, понимание, что никаких резких движений нынешнее правительство пока делать не будет, успокаивая таким образом политические элиты страны.
Все-таки Исиба — человек сложный, отношение к нему со стороны японских политиков неоднозначное, и ему важно успокоить общественное мнение, в том числе и в плане территориальных вопросов к России. Он дает понять, что с повестки дня эта задача не снимается.
На фото: вид на Итуруп — остров южной группы Большой гряды Курильских островов, принадлежность которого оспаривает Япония, рассматривая его территорию как часть субпрефектуры Нэмуро префектуры Хоккайдо. (Фото: Сергей Красноухов/ТАСС)
Что касается реальности, то в настоящее время даже для обсуждения территориальных претензий и заключения мирного договора нет никакой политической возможности. На уровне политических лидеров переговорный процесс полностью прекратился, на уровне дипломатов высокого уровня также никаких позитивных дискуссий не происходит.
«СП»: В то же время Исиба пообещал оказывать на Россию санкционное давление.
— Как только началась СВО, Япония выбрала свою линию, поддержала США, страны «большой семерки», выступившие против России. Япония тоже ввела свои санкции.
С этой линии она, конечно, никуда не уйдет. Здесь надо обратить внимание, что Исиба профессионально занимался вопросами обороны, безопасности и сейчас у него есть личный, профессиональный интерес максимально отрабатывать данную тему в новом качестве.
Это, конечно, повлечет усиление японского военного потенциала в разных форматах, за этим нашей стране нужно внимательно наблюдать. Ведь Япония будет выстраивать свою военную политику, не исключая возможных будущих конфликтов с Россией.
«СП»: Нет ли противоречия между намерением Исибы заключить мирный договор, решить территориальный вопрос и его обещанием продолжить санкционное давление на Москву?
— Дело в том, что Япония — не страна настоящего момента, она стратегически мыслящая, так сказать. И заключение договора с Россией — задача для нее не сиюминутная, а на будущее. Что касается ситуации с Украиной и санкциями, то ее в стране воспринимают как временное явление. Это не вечная проблема, она обязательно когда-нибудь закончится.
На фото (слева направо): министр иностранных дел РФ Игорь Иванов во время встречи с начальником Управления обороны Японии Сигэру Исиба, Москва, 2003 год. (Фото: Эдуард Песов/ТАСС)
Российско-японские отношения всегда характеризовались взлетами и падениями, по всей видимости, так будет и в дальнейшем. Сейчас они, безусловно, переживают темные времена, но это не означает, что потом не будет светлых. И японцы таким образом позиционируют себя как нацию, имеющую стратегические задачи на будущее.
Это очень прагматичная страна, в которой живут разумные и рациональные люди. Они понимают, что эту задачу сейчас решить нельзя, но она стоит на будущее.
«СП»: Вы упомянули о неоднозначном отношении японских политиков к Исибе. Чем оно вызвано?
— Его считают своевольным, своенравным человеком, он не совсем системный игрок. В свое время он уходил из Либерально-демократической партии, поэтому к нему отчасти настороженное отношение. Но, видимо, в результате закулисных переговоров ему удалось договориться, и он будет работать в рамках действующей системы, опираться на тех политиков, которые его поддержали на выборах.
Также стоит учитывать его возраст, 67 лет, поэтому вряд ли он будет заниматься какой-то самодеятельностью на посту премьера. Судя по всему, он принял правила игры, хотя может проявлять какую-то индивидуальность как специалист в области обороны и безопасности. Понятно, что следует заниматься и вопросами экономики, поскольку японцы требуют улучшения экономической ситуации в стране.
Думаю, через некоторое время можно будет посмотреть на результаты исследований общественного мнения, и мы узнаем, что думают японцы о новом премьере. Конечно, многое прояснят предстоящие парламентские выборы, они тоже покажут оценку избирателями как самого Исибы, так членов кабинета министров, которых он выбрал.
Надо сказать, в Японии очень развитая демократия, хотя она появилась после Второй мировой войны и отчасти была навязана американцами через новую конституцию. Но она работает, как показывают опросы общественного мнения. В общем, после выборов можно будет делать какие-то выводы.