Геворг Мирзаян
Политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Российская Федерация не собирается принимать участие во второй так называемой мирной конференции по Украине. Об этом рассказал замминистра иностранных дел России Михаил Галузин.
Также по теме
Воинственные настроения: почему еврочиновники критикуют любые мирные инициативы по Украине
В Брюсселе недовольны визитом премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Москву и его переговорами с Владимиром Путиным. По данным…
По его словам, Москве «известны намерения киевского режима и его западных кураторов реабилитироваться за провальный «саммит мира» в швейцарском Бюргенштоке в середине июня этого года и попытаться провести аналогичное мероприятие». И даже пригласить на него Россию (для того чтобы оно не стало снова провальным). Однако Запад будет пытаться на этой конференции «протолкнуть абсолютно тупиковую и ультимативную «формулу Зеленского», он также занимается «игнорированием других инициатив по урегулированию украинского кризиса». А значит, участвовать в этом обмане Москва не собирается.
Да, одним из ключевых факторов, делающих бессмысленной эту конференцию, является проведение её на основе «формулы Зеленского». В полном или кастрированном (как в Швейцарии) виде, но всё-таки формулы, основанной на идее капитуляции России. На сдаче Москвой её территорий, на выплате киевскому режиму репараций, на поражении России в правах и суверенитете. И если эта формула не была принята в конце 2022 года (после тогдашних событий в Харьковской области и отхода с правобережья Херсонской), то почему нужно принимать её сейчас, когда российская армия наступает по всем фронтам, а киевский режим начинает потрескивать?
Казалось бы, для Запада нет ничего проще: достаточно убрать «формулу Зеленского» из переговорной базы и тогда возражения Москвы исчезнут. Однако, во-первых, убрать никто ничего не может, ведь это будет выглядеть как отказ западных стран от сохранения украинского суверенитета и демонстрация готовности согласиться на российские условия. И, во-вторых, Москва этой неспособностью Запада активно пользуется: она выступает с формулой «мы за переговоры, но не на западных условиях», чтобы возложить на Запад и на Киев вину за срыв переговорного процесса.
Да, президент Владимир Путин постоянно и на каждой площадке говорит, что Москва выступает за переговорное решение конфликта. Однако за реальное переговорное решение. С правильной повесткой, правильными лидерами, правильными партнёрами за столом и в правильное время.
Так, например, под правильной повесткой Россия имеет в виду переговоры на основе реалий, согласно которым Москва является победительницей в этом конфликте, а Украина — побеждённой. А значит, переговоры должны включать как минимум признание киевским режимом новых территориальных реалий, то есть перехода под контроль России всех её новых территорий. Включая и те их части, которые киевский режим сейчас оккупирует и которые, согласно условиям Владимира Путина, должен добровольно начать освобождать от своего присутствия ещё до начала переговорного процесса.
Понятно, что киевский режим на такие условия не пойдёт. Глава режима Зеленский даже в нынешних условиях не может согласиться признать российскими не только Херсон и Запорожье, но даже Донбасс с Крымом — в ином случае его ждёт форменный военный переворот. Освободить эти территории можно либо в случае коллапса киевского режима (быстро), либо в случае простого продолжения российского наступления (то есть относительно медленно). Чем Россия сейчас и занимается.
А значит, время для переговоров ещё не пришло.
Под правильными лидерами понимаются легитимные лидеры, а также те, кто сможет выполнять условия достигнутых соглашений. А таковым на Западе сейчас является лишь один — премьер-министр Великобритании Кир Стармер, который на днях избрался.
Владимир Зеленский нелегитимен: срок его полномочий истёк, новые выборы он не проводил. А значит, подпись нынешнего главы киевского режима под итоговым соглашением ничего не стоит. Любой следующий президент Украины может от этого документа отказаться как от незаконного.
Что же касается лидеров западных стран, то некоторые из них, например хозяин Белого дома Джо Байден, заканчивают свою каденцию, а значит, не могут имплементировать подписанный договор. О принципе преемственности власти в тех же США все забыли в тот момент, когда пришедший к власти в 2016 году Дональд Трамп просто выбросил на помойку истории заключённую Бараком Обамой ядерную сделку с Ираном. И нет никаких гарантий, что он после вероятной победы в 2024 году не поступит так же с украинской сделкой, если она ему не понравится.
У президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца каденции продолжаются, однако прошедшие выборы в Европарламент (а также парламентские выборы во Франции) показали шаткость их позиций. В обеих странах не исключено проведение досрочных выборов, а значит, возможен приход новых лидеров.
Следовательно, время для переговоров и тут не пришло.
Наконец, новые лидеры должны быть правильными, то есть теми, кто в принципе готов заключать справедливое соглашение по Украине на основании объективных реалий. Кто не воспринимает нынешнюю войну как крестовый поход. Кто не одержим идеей нанесения России стратегического поражения. Кто не боится и не преувеличивает последствий поражения Запада на Украине. И кто в конце концов не переложит вину за это поражение на своего предшественника, например на Джо Байдена, как это сделает Дональд Трамп после вероятной победы на выборах-2024.
Однако пока Трамп не пришёл и элиты в Европе не сменились. А значит, время для переговоров ещё не наступило.
Здесь и сейчас Москве нужно не принимать участие в сублимации переговорного процесса, а продолжать боевые действия. И это беспроигрышный вариант.
Во-первых, потому что наступательные операции помогают усиливать её позиции перед будущими переговорами: чем больше территорий (как нынешних российских, так и будущих российских) наши войска освободят, тем большими могут быть требования за столом переговоров.
Во-вторых, потому что боевые действия помогают решать российские задачи (освобождение территорий, демилитаризация Украины и т. п.) и без дипломатического трека. А значит, тут уже начинается невыгодная Западу гонка со временем. Суть её в том, что Запад должен ментально и физически выйти на переговорный трек до того, как киевский режим под грузом военных, социальных и экономических проблем рухнет. То есть до того, как Москва сможет получить всё, что ей нужно, без достижения каких-то компромиссов с Западом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.