В правительство поступило очередное предложение об отмене акцизов на автомобильное топливо, его судьбу, увы, предугадать несложно. Власти не хотят поступиться хотя бы рублём бюджетных средств, хотя экономистам — и не только! — очевидно, что деньги сторицей вернутся в виде налогов с выросшей экономики. Но этого самого роста, судя по всему, не хотят допустить в первую очередь, иначе подобное расценить сложно.
Национальный автомобильный союз (НАС) предложил отменить акцизы на бензин пятого экологического класса и на дизельное топливо, соответствующий документ отправлен в правительство. Логика простая и понятная каждому — снизить цены на топливо на АЗС и подстегнуть экономический рост страны.
В НАС говорят:
— При отмене акциза федеральный бюджет потеряет не менее 800 млрд рублей, столько должны составить «выпадающие доходы». На АЗС топливо должно резко подешеветь, что позволит:
— ускорить темпы роста экономики благодаря снижению логистических издержек и роста прибыльности компаний-производителей и перевозчиков;
— увеличить мобильность населения, что повлечет за собой рост внутреннего туризма, продаж товаров и услуг для автомобилей.
Эти положительные последствия могут привести не просто к компенсации выпадающих бюджетных доходов, но и к полноценному разгону экономики страны (конец цитаты).
«Бензин пятого экологического класса», он же Евро-5 — с 2016 года автомобильное топливо более низкого экологического класса в РФ не выпускается, аналогично — по солярке. То есть это касается абсолютно всех сортов бензина и дизтоплива.
Пока же всё дорожает, причём по вине государства. В начале текущего года акциз на бензин 5-го экологического класса увеличили с 14.345 рублей за тонну до 15.048 рублей за тонну, на дизтопливо — с 9.938 рублей за тонну до 10.425 рублей за тонну. И все потребители это заметили — в цене литра бензина на заправке этот самый акциз теперь составляет 11,29 рубля, то есть 20%. Рост с начала года — более 50 копеек.
Любопытно, что официального определения слова «акциз» в российском законодательстве нет, хотя в Налоговом кодексе данному сбору посвящена аж целая глава за номером 22.
«Под акцизом принято рассматривать так называемый косвенный налог, который налагается в момент производства товаров народного потребления внутри страны. В какой-то мере акциз удалённо напоминает таможенный сбор, но расходы уже включены в стоимость товара. Чаще всего размер акциза составляет не менее 50%, а по ряду групп товаров может составлять 2/3 стоимости», — говорит член Ассоциации юристов России Анна Салютина.
Федеральный акциз в США составляет 18,4 цента за галлон бензина и 24,4 цента за галлон солярки, средства от него идут в целевой фонд шоссейных дорог. Последний раз сбор повышали аж 1 октября 1993 года, никакой «индексации на уровень инфляции» почему-то нет. Галлон бензина в Штатах нынче стоит около $3,5 — доля акциза составляет всего 5%. Всего же налоговая составляющая в розничной стоимости ГСМ для рядового американца — 10%. Впрочем, для американского бизнеса столько же.
Как говорится, почувствуйте разницу с ситуацией в России, где свыше 70% цены литра топлива на АЗС составляют всевозможные акцизы и налоги. Американцы покупают более половины той нефти, которую потребляют, у нас она вся своя. Однако доступность моторного топлива в США почему-то в 13 с лишним раз больше, чем в РФ!
Постоянное повышение акцизов на алкоголь привело к расцвету нелегального оборота спиртного, по сути, народ заставили покупать поддельное горячительное. По ряду оценок его в физических объёмах уже продаётся в разы больше, чем легального!
Аналогичная ситуация — с контрафактным табаком, его доля на рынке тоже стремительно растёт. Он у нас также самый дорогой в мире относительно доходов населения, но чиновников и тут сей факт не останавливает.
Полный список подакцизных товаров, на самом деле, гораздо больше, даже с простой сладкой газировки государство нынче дерёт сборы в свою пользу. Мы платим акцизы при покупке автомобиля, при приобретении моторного масла. Предприятия — с каждого литра бензола или иного углеводородного сырья, с каждого килограмма стали, но не только. Но в итоге платит всё равно потребитель.
«Главным приоритетом бюджета остается замораживание средств налогоплательщиков в его резервах — для недопущения социально-экономического развития России, которое может создать конкуренцию её западным колонизаторам. Ведь в экономическом смысле колония — это страна, экспортирующая сырье и импортирующая, если позволят, продукцию его переработки: что и закреплено всей налоговой и таможенной политикой РФ.
Вторым по значимости приоритетом бюджета является субсидирование за счёт налогоплательщиков финансовых спекулянтов наращиванием заведомо не нужных бюджетных займов. Вместо использования накапливаемых резервов Минфин даже при профицитном бюджете берет деньги взаймы, щедро выплачивая проценты», — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Стоит вспомнить, что акциз на газировку ввели лишь в прошлом году, причём чиновники данную меру внятно не обосновали. Дескать, боремся с сахарным диабетом, значит, платите больше. На очереди — акциз на медицинский спирт, который вовсю проталкивает Минфин. Типа лишние 15−20 млрд рублей в год — это копейки, а про проблемы в медицине, которые это спровоцирует, чиновники не думают.
«Данная мера приведет к росту стоимости медицинского спирта, следовательно, производство фармсубстанций и лекарств подорожает, и цены на препараты тоже вырастут», — отметил гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
По идее, наши власти в любой момент могут ввести акциз на что угодно — на мыло, на носки, на растительное масло, на сахар