По «русской колее» – до Индийского океана — СвПресса — Новости. Новости Дзен. Дзен новости. Новости России. Новости сегодня. Новости России и мира. Новости мира и России. Новости дня.

По «русской колее» – до Индийского океана — СвПресса — Новости. Новости Дзен. Дзен новости. Новости России. Новости сегодня. Новости России и мира. Новости мира и России. Новости дня.

В узбекском Термезе прошло обсуждение проекта создания Трансафганской железной дороги как части МТК «Белоруссия- Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан» (до города Парачинар) с шириной колеи 1520 мм. Это российский стандарт. Заинтересованные стороны подписали первоначальные документы и утвердили «дорожную карту». Общая стоимость проекта составит около трех миллиардов долларов.

Это — огромный шаг вперед в создании новой логистики. Ещё недавно отечественные чиновники осторожно рассматривали такие смелые проекты. Россия впервые участвовала в обсуждении строительства новой железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар с выходами к портам Пакистана в 2018 году. Речь шла о строительстве магистрали в 573 километра. Но тогда ничего не получилось.

С февраля 2022 г. страны Запада и прозападного Востока вынуждают Россию создавать логистические цепочки чуть ли не с нуля.

Как завил в этой связи заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев, наша страна «сейчас готова присоединиться к соответствующему консорциуму и выступить в роли финансового партнера, а также оказать помощь в разработке технико-экономического обоснования проекта». Было также отмечено, что он «имеет важное значение в контексте изменения транспортно-логистических траекторий и укрепления экономических связей с азиатскими государствами».

Разговоры о необходимости трансафганского маршрута начались довольно давно, однако нестабильность в регионе, особенно в Афганистане, не благоприятствовала реализации проекта. Но так на этом направлении складывалось исторически.

Проект изначально имеет российские корни — он являлся вариацией идеи Волжско-Индской железной дороги, рассматривавшейся в России еще в XIX веке. Тогда от нее отказались в силу «неопределенности геополитического положения Афганистана».

Вывести магистраль в Афганистан и Китай помешала Первая мировая с последующими революционными катаклизмами, смутой и гражданской войной. Не до того было и в период пребывания в Афганистане советского ограниченного контингента, как и за всё 20-летие американского присутствия в этой стране. Да и до недавнего времени, в 2018—2021 годах, там шли реальные боевые действия между тогдашним прозападным правительством и движением талибов*, наблюдалась повышенная активность «Исламского государства» **.

Теперь все меняется. Существующая «неопределенность» в Афганистане исчезает, что получило признание со стороны представителей ООН и даже других западных организаций. В повестке дня стоит вопрос о полном международном признании режима талибов в Афганистане, а кабульская власть стала проводить гибкую внешнюю политику, расширять горизонты регионального взаимодействия.

Более того, подключение Кабула к прокладке Трансафганской железной дороги демонстрирует его возрастающую роль в региональной геополитике. В то же время реализация этого проекта обещает не только расширение экономического сотрудничества между странами региона, но и возможные геополитические пертурбации и сложности, связанные со стремлением Запада блокировать это направление.

Речь идет, прежде всего, как о ситуации в Афганистане, так и о его сложных отношениях с соседним Пакистаном. Возрастающее геополитическое соперничество между ними может разыгрываться Западом, чтобы серьёзно затормозить реализацию коммуникационных проектов.

Отношения между этими странами довольно сложные, прежде всего из-за противоречивой внешней политики обеих стран. Кабул не признаёт «линию Дюранда» как международно утверждённую границу с Пакистаном, так как она разделяет единые этнические группы. Есть и другие возможности и механизмы влияния на государства региона — достаточно посмотреть на карту: прозрачные границы, терроризм. Поэтому проект Трансафганской железной дороги может стать символом нового этапа в развитии региона только при условии сохранения здесь политической стабильности.

Но фактом становится то, что Россия наряду с развитием транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Ирана начинает прорываться к Индийскому океану через страны Средней Азии, Афганистан и Пакистан на «русской колее». С учетом этих проблем перспектив для молниеносного старта строительства пока не просматривается. Состояние, в котором Афганистан остался после окончания американской оккупации, не удовлетворяет объективным политическим и экономическим требованиям, от которых зависит успех амбициозных замыслов.

Кстати, талибы почти сразу после прихода к власти стали публично демонстрировать интерес к сотрудничеству с Россией. Дипломатического признания от Кремля они пока не получили, но переговоры на разных уровнях проводятся регулярно.


* Движение «Талибан» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. признано террористическим, его деятельность на территории России запрещена.

** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. признано террористическим, его деятельность на территории России запрещена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.