Госдума планирует утвердить председателя правительства 10 мая, а вице-премьеров — 13 мая. Об этом сообщила комиссия по регламенту Нижней палаты. Полностью формирование правительства должно завершиться до 15 мая, когда Путин в сопровождении ряда министров отправится с визитом в Китай.
«Путин так и не назвал кандидатуру премьера до праздников, а утверждение пройдет сразу после Дня Победы — из этого можно сделать вывод, что персона председателя нового правительства не потребует длительного обсуждения депутатским корпусом. Он всем хорошо знаком, и это — Мишустин», — сказал «Свободной Прессе» руководитель Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Кроме того, аналитик предполагает, что правительство не претерпит и серьезных структурных изменений, поскольку они уже состоялись в период с 2020 по 2023 год, а вот новые имена в кабмине появятся, в том числе — на самых высоких, вице-премьерских позициях.
Об этом близкий к кремлевским кабинетам политолог Дмитрий Абзалов рассказал «Свободной Прессе».
«СП»: Дмитрий, в последнее время многие отраслевики требовали создания профильных министерств. Этого добиваются, например — ассоциация «Грузавтотранс», авиаторы совместно с авиастроителями. Кроме того, ряд фракций в Думе поднимают вопрос о министерстве по делам миграции. Каковы перспективы?
— Не будет этих министерств. Появится только одно новое министерство — молодежной политики и воспитания.
Вопрос об этом обсуждался не одно десятилетие, пробовали формат государственного комитета по делам молодежи, потом — федерального агентства. Теперь принято принципиальное решение о министерстве.
Оно получит необычный статус, который заключается в том, что министр не будет подчиняться напрямую какому-то одному вице-премьеру. Придется взаимодействовать почти со всеми замами премьера. Скорее всего, это министерство будет, в том числе, заниматься отбором кандидатов в будущие губернаторы и министры, их подготовкой.
«СП»: Кто его возглавит?
— Министерство возникнет на базе Росмолодежи, соответственно нетрудно предположить, что его возглавит Ксения Разуваева.
«СП»: Почему вы отвергаете возможность новых отраслевых министерств?
— Такой подход был актуален в советское время, когда отраслевой министр приходил к главе государства и мог пробить тот или иной вопрос. Сейчас лоббирование более сложное.
Предположим, профильный министр авиации хочет построить аэропорт. Но строить будет Минстрой, вопрос о двойном назначении решать — Минобороны, вопрос об экономической целесообразности — Минэкономразвития. А чтобы была эта целесообразность — Минпромторг должен посмотреть, что там с промышленностью, а Ростуризм — как там с гостиницами и достопримечательностями. Люди же должны увидеть не только здание аэропорта, а что-то ещё.
Понятно, что к решению вопроса имеют прямое отношение и Минздрав, и МЧС, и МВД, и так далее.
И в такой ситуации влияние отраслевого министра просто обнуляется.
«СП»: Вы не видите смысла в структурной перестройке правительства потому, что считаете его структуру оптимальной?
— Она достаточно понятна. Под каждым вице-премьером располагается пирамида из министерств, агентств, служб и подведомственных учреждений.
Пирамиды у нас следующего характера. Финансово-экономическая. Сейчас она под Силуановым. Промышленная — под Мантуровым. Экономического развития — под Белоусовым. Социальная — под Голиковой. Культурно-цифровая — под Чернышенко.
Какие-то имена могут поменяться 13 мая, но пирамиды — останутся. Кроме того, каждый вице-премьер курирует набор регионов. Понятно, что Трутнев — это Дальний Восток, но и у всех остальных — тоже свои субъекты Федерации. Стараются делать так, чтобы, например, промышленные локомотивы были под Мантуровым, но не всегда получается, чтобы регион соответствовал профилю вице-премьера.
Тем не менее, эта структура работает, она позволяет оперативно реагировать на вызовы и решать вопросы, и председателю правительства не нужно задумываться, с кого из заместителей за что спрашивать.
И такие же пирамиды находятся в Администрации президента — под помощниками президента. Это — взаимосвязанные, и в какой-то степени дублирующие пирамиды, что позволяет при необходимости легко перевести человека из АП на вице-премьерскую позицию в правительство, как это было, например, с Белоусовым и Голиковой. Или, как в случае с Орешкиным, — проделать обратный путь.
«СП»: Чем доказана эффективность такой «пирамидальной» конструкции исполнительной власти?
— Она начала формироваться Мишустиным во время пандемии, когда стало понятно, что многими процессами невозможно управлять «шахтной» системой (когда каждое министерство решает свой вопрос).
Вопросы здравоохранения, создания временных госпиталей, разработки вакцины и её производства, а также вопросы транспорта и логистики, обеспечения потерявших работу из-за карантина повышенными пособиями, и — финансирования всего этого — сплелись в один клубок. Так появилась финансовая пирамида.
Потом началась СВО, санкционная война. Это потребовало достройки промышленной пирамиды, и всех прочих.
Вероятно, после СВО структуру правительства можно будет и пересмотреть, хотя все современные проблемы, вне зависимости от войны или мира, носят межотраслевой характер.
«СП»: Если «шахтный метод» устарел, то почему тогда на одну и ту же, в общем-то, проблематику у нас будет теперь уже три «шахты»: Минобрнауки, Минпросвещения и анонсированное Вами молодежное министерство?
— Два первых министерства планировали объединить ещё до СВО, но не нашли человека. Точнее даже — нашли, но у него возникло некоторое несогласие с государством по ряду вопросов. А потом выкристаллизовалось понимание о необходимости молодежно-воспитательного министерства.
Я думаю, что три «шахты» — это временно. В дальнейшем будет — «наука» и «молодежь». Зато глава Минпросвещения может пока не переживать — он проработает еще какое-то время министром.
«СП»: А глава Минобрнауки?
— Предполагаю, что его заменят с учетом перспективы строительства серьезного научного министерства.
«СП»: Какие еще кадровые изменения в кабмине вы прогнозируете?
— Правительство, которое на днях будет сформировано, имеет особое назначение — с прицелом на «проблему 2030» (или — 2036). Этот кабинет должен не утратить эффективности, но одновременно — вырастить людей, которые станут управлять страной после смены поколений во власти.
Практика показывает, что на должностях, где нужно быть простым исполнителем, такие люди не растут. Даже если это — замминистра, даже если это — министр, которого крепко курирует вице-премьер.
«СП»: Один из самых эффективных губернаторов — Дегтярёв — был поставлен над Хабаровским краем сразу, без предварительных ступенек, и у него получилось. Но ведь это — риск.
— Он еще и не самый молодой (на момент назначения), кто занял такой пост. Кадыров стал главой ЧР в 30 лет, то же касается губернатора Калининградской области Алиханова.
Да, назначать молодых — это риск. Но я предполагаю, что в правительстве, тем не менее, появится молодой вице-премьер, или даже не один. Не тридцатилетний, конечно, но перспективный.
А чтобы избежать особого риска — вероятно, те фигуры, которых станут заменять новички на вершинах пирамид, будут присматривать за своими преемниками из окон АП. Но — только присматривать, а не водить за руку.
Важен еще такой момент. Более молодые люди лучше понимают современные возможности. Вот мы обалдели в начале СВО от того, что у врага — дроны, а у нас их нет. Это — потому, что люди старшего поколения у нас недооценили такую технологическую возможность. И этот просчет пришлось устранять уже по ходу операции.
Ну и говорить о том, что у молодых много свежих идей, не обязательно. Это и так понятно.