Президенту РФ Владимиру Путину в ближайшее время предоставят перечень международных соглашений с участием нашей страны, подлежащих денонсации, заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
«Соответствующие предложения будут представлены президенту РФ, потому что в соответствии с Конституцией его право инициировать денонсацию ранее заключенных международных договоров», — сказал Косачев.
Вице-спикер СФ также сообщил, что в настоящее время Россией подписано более 15 тысяч международных соглашений, причем с «недружественными странами» подписана большая их часть.
Как известно, еще 6 февраля спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко предложила «провести ревизию» прежних международных договоров и расторгнуть те из них, что дают различные преимущества «враждебным странам». Надо сказать, процесс пересмотра договоров уже идет — 6 марта Совет Федерации поддержал проект закона о денонсации договора с Великобританией о рыболовстве, который был заключен в 1956 году.
В других странах тоже меняют отношение к подписанным ранее договорам. Так, в Польше сейм одобрил приостановку участия страны в Договоре об обычных силах в Европе (ДОВСЕ) 435 голосами против пяти. Замглавы МИДа Теофил Бартошевский указал, что страна не выходит из данного соглашения, поскольку против этого возражают союзники по НАТО, а лишь приостанавливает свое участие в нем. Большой неожиданностью решение Варшавы не является, поскольку внешнеполитическое ведомство еще в ноябре 2023-го объявляло о данном намерении.
Россия также в ноябре 2023-го завершила процедуру выхода из этого договора. При этом российский МИД подчеркнул, что не видит возможности заключать со странами НАТО соглашения об ограничении вооружений из-за недоговороспособности потенциальных партнеров.
Решение о приостановке участия в ДОВСЕ 6 марта объявила Молдавия. Правительство страны объяснило этот шаг «коренным изменением обстоятельств» по сравнению с 1990 годом, когда договор заключался.
Политолог, директор Института исследований проблем современной политики Антон Орлов нашел высказывания и шаги руководителей Совета Федерации вполне логичными.
— Как известно, в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин в очередной раз заявил про суверенитет нашей страны, его чрезвычайную важность. Поэтому следует учитывать, что суверенитет не может быть исключительно территориальным, однобоким — он должен являться, скажем так, всесторонним. Это означает, что если имеются какие-то ранее заключенные международные или наднациональные соглашения, которые вынуждают нас следовать внешним правилам в ущерб национальным интересам, то мы просто не будем иметь полноценный суверенитет.
«СП»: Какие это могут быть договоренности?
— Это касается соглашений в самых разных областях, причем разбросанные по времени — возможно, среди них окажутся те, что заключались совсем недавно в период пандемии, были обусловлены этим бедствием, но не только они, но и многие другие. Пока точно неизвестно, о какого рода договорах говорил Косачев, но, подозреваю, что они накладывают на нашу страну какие-то недопустимые в свете сегодняшней ситуации обязательства. И соблюдать эти договоренности нет смысла, тем более, что другие государства, наши партнеры по этим соглашениям, их не выполняют и не собираются это делать. Также это могут быть договоры с государствами, официально признанными у нас недружественными. Их пересмотр вполне понятен.
«СП»: Можно ли назвать признаком такого нежелания выход стран НАТО из различных договоров, что мы наблюдали совсем недавно?
— Конечно, это так. Здесь стоит понять, что никто не желает попасть в глупое положение. Если другая сторона не желает выполнять условия договора, то соблюдение его с нашей стороны будет довольно странным. Тут возникает проблема доверия, о чем не так давно говорил глава МИД России Сергей Лавров. Получается, что западные страны желают нашего поражения на поле боя, но в то же время предлагают договариваться по ядерному оружию и космосу. И возникает логичный вопрос: если по многим ключевым аспектам нет доверия, поскольку другая сторона желает по сути уничтожения России, то как можно договариваться по данным направлениям?
«СП»: Означает ли процесс денонсации, выхода из соглашений, пересмотр всей архитектуры системы международной безопасности, сложившейся после Второй мировой войны?
— Очень похоже на то. Этот пересмотр начался не вчера. После распада Советского Союза мы наблюдали несколько волн расширения НАТО, что было отражением упомянутого процесса. Кроме того, генсек альянса Столтенберг дал понять не так давно, что военный блок должен обеспечивать безопасность не только в евроатлантическом регионе, но и фактически во всем мире.
Отсюда довольно тесное взаимодействие в военной сфере, в первую очередь, США и Великобритании, с Австралией и Новой Зеландией, а также накачка оружием союзников в тихоокеанском регионе, включая Японию. Это один из признаков желания изменить прежний порядок вещей.
Происходящие явления также меняют ситуацию в ООН — как известно, постоянными членами Совбеза организации являются пять стран — Россия, Китай, США, Великобритания и Франция.
При этом Россия и Китай постоянно на себе ощущают агрессивные устремления трех других государств. Эта растущая внутри Совбеза конфликтность, конечно, вызывает глубокую трансформацию той системы безопасности, что сформировалась после 1945 года. На ее месте, конечно, будет выстраиваться новая, о которой говорить еще рано.