Расследуем.
На прошлой неделе впервые после появления официального рейтинга ATP в 1973 году в топ-10 не оказалось ни одного игрока с одноручным бэкхендом.
В целом в топ-100 сейчас всего 11 человек с одноручным ударом. Самый молодой из них – 21-летний Лоренцо Музетти. Всем остальным минимум 25, а пятерым – вообще за 30. Выше всех из одноручников стоит Стефанос Циципас – на этой неделе он №12.
Это продолжение тренда на вымирание одноручного бэкхенда. Например, даже 10 лет назад, когда о смерти этого удара говорили много и обстоятельно, в топ-10 одной рукой играли три человека, в топ-50 – 11, а в топ-100 – 25.
Конечно, это намного больше, чем сейчас, но ничто в сравнении с тем, что было, например, 23 августа 1973-го, когда опубликовали первый рейтинг ATP, и там в топ-10 двумя руками бэкхенд пробивал только Джимми Коннорс – стоявший 10-м.
В 1984-м в топ-10 было восемь одноручных бэкхендов. А вот в 1994-м – уже всего три.
В женском туре ситуация еще хуже. В топ-50 нет ни одной теннисистки с одноручным бэкхендом, в топ-100 их всего три, а в топ-500 – только 11. Последней чемпионкой «Большого шлема», бившей одной рукой, была Франческа Скьявоне почти 15 лет назад – на «Ролан Гаррос»-2010.
И почти все современные игроки с одноручным бэкхендом – от Роджера Федерера до Кристофера Юбенкса – говорят, что не стали бы никого ему учить. «Я бы учила двуручному бэкхенду и одноручной подрезке и удару с лета. Двуручный просто намного надежнее», – заявляла легендарная Мартина Навратилова.
Как получилось, что бекхэнд, который когда-то использовали почти все, стал пережитком прошлого?
Одноручный бэкхенд – большая слабость на приеме подачи
Основная проблема одноручного бэкхенда в том, что теннис очень изменился – и стал более скоростным и силовым. Поэтому технические особенности удара стали более легкими для эксплуатации.
Это в первую очередь касается приема. Подачи сейчас намного сильнее, чем во времена доминирования одноручного бэкхенда. Да и даже чем в период, когда большинство уже играло двумя руками. Так, на турнире в Дубае средняя скорость первой подачи была 196 км/ч, а 25 лет назад – на US Open и Australian Open 1999 года – всего 170 км/ч.
Поэтому на подачу надо реагировать намного быстрее – а с одноручным ударом это сделать труднее. Тренер Янника Синнера Даррен Кейхилл рассуждал: «Из-за того, что игрокам приходится очень сильно менять хватку, принимать подачу одной рукой намного сложнее. Поэтому игроки адаптируют положение корпуса и позицию на корте или используют какую-то промежуточную хватку».
Пол Анакон, бывший тренер Роджера Федерера и Пита Сампраса (оба играли слева одной рукой), когда-то резюмировал: «Самое важное – это то, насколько легче принимать двумя руками. Очень многое определяется тем, как начинается розыгрыш. Важно начинать его хотя бы в нейтральной, если не атакующей, позиции. И легче всего этого достигают игроки с двуручным бэкхендом».
Иван Любичич, тоже тренировавший Федерера, тоже рассуждал о хватках: «Если играешь с бэкхенда двумя руками, то можно правой держать хватку для форхенда, а левой – для бэкхенда. Поэтому намного легче реагировать и пробивать».
Статистика это только подтверждает. В топ-30 лучших принимающих за последние 52 недели только один игрок с одноручным бэкхендом – Лоренцо Музетти (№13). А если смотреть данные только на быстром харде, то их вообще не остается ни одного.
Новые технологии тоже виноваты в смерти одноручного бэкхенда
После приема тоже возникают проблемы – и тут дело в современных ракетках.
Во-первых, благодаря композитным материалам они стали легче. Во-вторых, появились синтетические струны.
Все это приводит к тому, что современные удары стали сильнее, и игрокам легче придавать мячу вращение.
Тут два следствия. Первое – на удары надо реагировать быстрее. Второе – из-за вращения мяч чаще отскакивает на уровень плеча и выше. И одноручным бэкхендом с такими мячами справиться труднее.
Чтобы качественно пробить одноручный бэкхенд, мяч надо встретить чуть дальше от себя, чем если использовать две руки. К тому же обычно замах для такого удара тоже длиннее и сложнее. Проще говоря – на такой бэкхенд нужно больше времени. А оно в теннисе сейчас в небывалом дефиците.
Поэтому против игроков с одноручным ударом есть очень простая тактика – забивать их в угол бэкхенда. Это в целом успешно работает против всех – от Федерера до Лайовича. Новак Джокович выиграл у Стефаноса Циципаса 10 матчей подряд, и тактика всегда очевидна – долбить под лево.
Одноручному бэкхенду просто сложнее научиться
Еще в конце 1970-х в США провели исследование, в котором проанализировали биомеханику всех теннисных ударов. И выявили, что для двуручного бэкхенда нужна координация между бедрами, ногами, корпусом и руками, а для одноручного цепь сложнее – нужно, чтобы синхронно работали бедра, ноги, корпус, плечо, предплечье и ладонь.
Кроме того, для качественного одноручного бэкхенда банально нужно больше физической силы.
А поскольку ударом сложнее овладеть, ему просто перестают обучать. Карлос Родригес, бывший тренер королевы одноручного бэкхенда Жюстин Энен, говорил, что как раз это убьет одноручный бэкхенд – родители и детские тренеры больше не готовы жертвовать результатами в краткосрочной перспективе, чтобы у молодых теннисистов было время окрепнуть и овладеть одноручником.
А плюсы-то есть?
Конечно, у одноручного бэкхенда есть и плюсы. Обычно игроки с таким ударом лучше подрезают – а это очень важно в современном теннисе, где слайс выполняет важную оборонительную функцию.
А из-за того, что хватка при одноручном ударе похожа на хватку, необходимую для игры с лета, то обычного его обладатели лучше играют у сетки, чувствуют себя там естественнее.
Иван Любичич еще отмечал: «Одной рукой можно бить сильнее – как бы безумно это ни звучало». Доминик Тим это доказывает.
А еще одноручный бэкхенд очень красивый. Это отмечала даже Крис Эверт, которая в 70-х и 80-х доминировала во многом благодаря двуручному удару слева: «Я 100% поддерживаю красоту одноручного бэкхенда. Но двуручный более компактный и эффективный. Для одноручного нужна идеальная работа ног, идеальный ритм».
Но если все это есть, то и результаты получаются впечатляющими.
Где живет Мария Шарапова?
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Daniel Pockett, Clive Brunskill, Stuart Milligan/ALLSPORT