Петухов спрашивает.
«Крепким игроком, например, второго звена команды НХЛ лет на 8-10 я мог бы стать, – сказал после завершения карьеры Никита Филатов. – При правильном отношении к делу и при куче нюансов».
Несостыковка внешних ожиданий и внутренних возможностей регулярно мешает адекватно оценить карьеру хоккеиста, и случай Филатова в этом смысле – классический пример: его считают огромным провалом, представляя себе лучшего бомбардира НХЛ конца нулевых и начала десятых.
И его личное объяснение многое ставит на места: он правда мог бы получше сыграть в КХЛ и мог бы зацепиться за НХЛ, но что с ним могло произойти, не настолько круче того, что случилось в реальности, чтобы говорить о нереальном провале.
Но, в основном, все сходится без объяснений.
Да, у Николая Жердева – большой талант, и он мог бы добиться многого, но не добился по причинам, которые становились очевиднее с каждым новым подписанным контрактом (точнее, с каждой вечеринкой в честь этого контракта).
Наиль Якупов – тот случай, когда честного и физически крепкого хоккеиста переоценили в смысле мышления. Да, он разорвал молодежный уровень, но его взрослая карьера прозрачна и понятна: при всем старании и честном отношении к делу во взрослой карьере он никогда не показывал хоккея уровня евротуровской сборной.
Артемий Панарин мог бы похуже играть в нынешнем сезоне, но глобально это бы не изменило наших представлений о нем – как, впрочем, их не меняет и его текущее состояние.
Замените в предыдущем абзаце Панарина на Кучерова – и справедливость слов не понизится.
И тут мы подходим к Кузнецову.
Которого «Вашингтон» выставил на драфт отказов, которого с этого драфта, сюрприз-сюрприз, не забрали (в НХЛ никто не хочет платить больше миллиона долларов за один гол), и который отправился в АХЛ биться за место в составе фарма с Майком Сгарбоссой, Итеном Франком и знаменитым Джимми Хантингтоном.
Вряд ли очень промахнусь, если замечу: этот сезон выглядит переломным с точки зрения того, каким мы все себе представляем Кузнецова.
Все, что было прежде, казалось серией неудач. Сейчас – совсем другое дело.
● В 2018-м он был на пике и стал лучшим бомбардиром команды в плей-офф – команды, которая выиграла 16 матчей и взяла кубок.
● Потом был обычный сезон-2018/19 с хитовой развязкой в виде неприятного летнего слива, скандалом и дисквалификацией.
● Дальше – серия обычных сезонов, по ходу которых все очевиднее становилась проблема взросления ядра «Кэпиталс». И претензия к Кузнецову тогда сводилась к тому, что он больше не приближался к уровню вдохновенности из 2018-го. Типа «ну ты чего, не можешь повторить?».
● В 2022-м Кузнецов выдал хорошую регулярку, но в плей-офф «Кэпс» уже явно не были готовы зажимать действующего контендера.
● Сезон-22/23 вышел средним – и это выглядело временным сбоем на фоне общего падения статуса/уровня команды. Или на фоне требований тренера Питера Лавиолетта. Комментируя заурядность того в интервью с Казанским/Николишиным, сам Кузнецов сказал: «Мне говорит [Лавиолетт]: «Это не надо делать. Ты шайбу закидывай в зону, беги и закрывай вратаря». Вот от этого все и пошло».
Непонятки с тренером – житейское дело. Но вот только Лавиолетт уехал в Нью-Йорк, и с ним тот же Панарин проводит лучший сезон в карьере. А Кузнецов остался – и будто бы развалился. Мизерное количество очков и какая-то подчеркнутая простота в действиях – в момент, когда молодежь «Кэпс» приободрилась и ведет борьбу за место в плей-офф; в момент, когда искра Кузнецова и пара десятков его передач, 5-6 голевых бросков сделали бы огромную разницу.
Вместо разницы Кузнецов делает… круглыми наши глаза. В то время, как Овечкин царапается за рекорд по забитым, сам Женя попадает в программу помощи и едет в фарм.
Мотивация – вот она. Тренера – поменяли. Овечкин – рядом и полон оптимизма. Но ничего не работает.
И вот тут я перестаю понимать, с игроком какого масштаба мы имеем дело и о чем его история. От Кузнецова сейчас «Вашингтону» не нужна сверхрезультативность. Он очень пригодился бы в обычном состоянии, с 50-60 очками за регулярку – но ими и не пахнет.
Ими не пахнет, хотя мы все помним, что Женя способен выдавать сезоны с очком в среднем за матч. Что он может доминировать как центральный нападающий на каких угодно стадиях плей-офф.
Этот центр из наших воспоминаний сейчас играет как кандидат на возвращение в КХЛ.
О чем это все?
О том, что Кузнецов на самом деле игрок не уровня Панарина, а уровня Джохансена? Но это ведь неправда: Кузя всю карьеру в НХЛ был как минимум интереснее.
О том, что его сгубили вещества? Но он здорово вернулся после скандала-2019 и на самом деле был моторчиком команды на старте 2020-х (посмотрите, кто забивал «Кэпиталс» в первом раунде-2022).
О том, что пик 2018-го был просто стечением обстоятельств? Но ведь и 2018-й не выглядел сенсацией. У Жени тогда уже были отличные сезоны, к тому моменту он показал, что может быть вдохновенным не только в рамках одного матча, но и на серьезной дистанции; что перевод в центр и новая доля ответственности не ударили по его способности творить.
Мне казалось, что многолетняя игра на топ-уровне в НХЛ в 2020-х выдвигает к хоккеисту такой набор требований, что если забрался на этот уровень, то просто так не свалишься – из-за привычек и навыков, которые наработал по пути.
Но оказывается, путь от номинации на «Конн Смайт» в 26 лет до ссылки в фарм в 31 более чем реален, и штамп «игрок из России» по-прежнему означает не только особенный способ мышления, но и ту самую резкую, семинскую нестабильность, когда, взлетев к звездам, сдаешь, сдаешь, сдаешь и оказываешься там, где даже в теории, находясь во вполне рабочем возрасте, не мог.
Ну, в каком-то смысле тоже ведь особенный способ мышления.
Телеграм-канал Петухова, YouTube-канал Петухова
Фото: East News/AP Photo/Jay LaPrete, AP Photo/Keith Srakocic, AP Photo/Alex Brandon, AP Photo/Nick Wass, AP Photo/David Zalubowski