Безумие Суна Ядуна.
На UFC 299 в Майми Петр Ян вернется в октагон после серии болезненных поражений. Экс-чемпиона легчайшего веса проверит Сун Ядун – китайский нокаутер, который победил даже претендента на титул Марлона Веру.
Ядун тренировался в шаолиньском монастыре, но ушел, чтобы драться по-настоящему. В ММА дебютировал по поддельному паспорту
С детства Ядун настолько любил китайские боевые искусства, что в девять лет убедил мать отправить его к знаменитым мастерам Шаолиня:
«Я смотрел много фильмов о кунг-фу, поэтому хотел быть похожим на своих героев, как Джет Ли. Я ездил в Шаолинь и тренировался, вставая каждый день в 5 утра. Это оказалось сложнее, чем я ожидал».
Ядун вернулся домой, поняв, что в Шаолине делают упор на тренировки и дисциплину, а не бои: «Я ушел из Шаолиня через два года, а затем узнал о ММА. Мне нравится экшн, что каждый бой проверяет тебя, что ты всегда должен работать, чтобы стать лучшим».
В 13 лет Ядун активно изучал ушу-саньда – китайский кикбоксинг. Тогда он провел первый большой бой – против самого большого и сильного мальчика в зале. Ядун проиграл, но не жалеет об этом:
«Я тренировался всего шесть месяцев, мои тренеры знали, что я не выиграю, но мне хотелось драться. Он был лучшим парнем в моем весе – просто уронил меня на пол почти сразу. Но я наконец-то почувствовал, каково быть в бою. Другого такого чувства нет».
Серьезное отношение к боям отличало Ядуна от сверстников. Уже в юном возрасте он сверкал уверенностью и говорил, что станет бойцом: «Другие дети в той школе боевых искусств хотели тренироваться, а я – драться. Мне сказали: «В Китае более миллиарда человек, с чего ты взял, что станешь профессиональным бойцом?» Отвечал: «Почему я не смогу?»
Ядун перешел в бойцовский клуб Энбо – фабрику талантов в провинции Сычуань на юго-западе Китая. Многие китайские бойцы UFC представляют этот зал, несмотря на скандальную репутацию – его проверяла полиция, которая нашла в сети бои детей 12-14 лет. В Энбо Ядун начал карьеру в ММА, дебютировав в профессионалах всего в 15 лет.
Он подрался на турнире RUFF 9 в Санья – против 23-летнего Ухэна Чжао. Ядун использовал поддельный паспорт, по которому ему было 19 лет: «В то время я был очень агрессивным. Просто хотелось драться, поэтому сделал поддельное удостоверение личности. Я выглядел достаточно крепким, чтобы мне поверили».
Ядун не выглядел слабее соперника, превосходил в скорости, а в первую минуту был лучше в стойке. Но на 48-й секунде попал в пах, поэтому Чжао не смог продолжить. Первый бой в карьере остался без результата. Уже через три месяца Ядун подрался на RUFF 10 – в Шанхае, где победил единогласным решением судей.
Ядун не забывает про клуб Энбо – там есть программа по приему детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Их учат не только боевым искусствам, но и философии воина. Ядун поддерживает связь с новым поколением бойцов:
«Да, мы общаемся, у меня очень хорошие отношения со многими из них. Они прогрессируют, и я чувствую, что стал для них образцом для подражания. Я давал им советы, как тренироваться или сбросить вес. А иногда мы просто говорим о жизни».
Ядун подписался в UFC в 19 лет. Он перевез родителей в США после ковида, а теперь хочет стать примером для китайских бойцов
Всего в 19 лет Ядун подписал контракт с UFC. Это случилось в 2017-м: он много дрался в Китае, но шел со скромными 11-5 в рекорде. Ядун переехал в США, чтобы стать универсальным бойцом – изучить борьбу и джиу-джитсу.
С 2018-го Ядун тренируется зале Team Alpha Male. Он совершил жертву: едва окончив школу, бросил семью и отправился покорять США. Все осложнилось в период пандемии – Ядун женился, у него родился сын, но он не мог приехать в Китай, чтобы познакомить ребенка с семьей.
Три года Ядун не появлялся на родине и не мог помочь семье и друзьям во время кризиса. В конце 2020-го он жаловался, как одиноко чувствует себя вдали от дома. Вскоре после этого Ядун перевез родителей в США и купил дом в Сакраменто, чтобы они были рядом:
«Иногда трудно, но я знаю, почему я здесь. Если вы посмотрите на карьеру бойца, то поймете, что она не очень длинная. Время ограничено, и я понимаю, что не могу его терять. Мне нужно поймать этот момент в жизни и выложиться на 100%».
Первое время Ядун не мог привыкнуть к США. Но потом полюбил даже местную кухню: «В основном моя диета состоит из китайской еды. Вот так я вырос. Но в Америке я люблю есть жареную курицу и гамбургеры. Это новые фавориты».
Ядун дерется в UFC с 2017-го: за это время собрал 10 побед, два поражения и одну ничью. Он стал универсалом, как и мечтал, хотя обычно дерется в стойке. Ядун достаточно прямолинейный, хотя и техничный ударник. Он выделяется нокаутирующей мощью, которая обеспечивает ему бонусы – пять за выступление вечера и один за бой вечера.
«Обычно люди боятся оказаться запертыми в клетке, но я не чувствую нервов – ничего не чувствую, – признавался Ядун. – Когда приходит время драться, я сосредотачиваюсь на противнике и ни на чем другом… Именно такой настрой у вас должен быть – вы не можете позволить упустить ни одного момента, вы просто должны двигаться вперед».
Сначала Ядуна называли «Терминатором», затем – «Королем обезьян», в честь мифического китайского героя Сунь Укуна. Сейчас Ядун – «Кунг-фу пацан», хотя не показывает экзотичных приемов. Ядуну всего 26 лет, но он уже почти ветеран. За карьеру он провел 30 боев, из-за чего многие предрекают ранний спад. Когда Ян дрался в России, Ядун уже выступал в UFC.
Ядун считает, что у Китая богатая история единоборств, поэтому в UFC появится больше местных бойцов. Он мечтает взять пояс UFC, потому что до этого у Китая была только женщина-чемпионка – Вейли Чжан.
«Это только начало. У нас уже есть Вейли. Так что до недавнего времени я особо не думал, чтобы возглавить новое поколение. Теперь я вижу в этом миссию. Хочу показать, насколько хорошими могут быть бойцы из Китая».
Смотрите бой Петра Яна на «Кинопоиске» в эфире «Матч!Боец» по промокоду SPORTS2024
Пять вопросов к возвращению Петра Яна
Фото: Louis Grasse/Global Look Press; Gettyimages.ru/Sean M. Haffey; Instagram/yadongsong