Чидера Эджуке, который в штрафной накручивает троих, а потом выбегает из нее, чтобы накрутить еще двух.
Мануэль Нойер, который на замахе убирает прессингующего в своей вратарской.
Лео Месси, который уходит из окружения троих.
Вы точно знаете, что дриблинг бывает разным: ярким, нелепым, эффективным, бесполезным, оправданным и не очень.
А еще вы знаете, что дриблинг не очень свойственен российским игрокам (на картинке показатель без учета вратарей, иначе показатель россиян был бы ниже единицы)
Почему так? Вот большой монолог одного из лучших методистов нашего футбола Владимира Малышева, а вот ключевая деталь из него: «Всем нравятся аргентинцы, бразильцы – у них расслаблен верхний плечевой пояс, действия тела слаженные и синергичные. Но это зависит в том числе от климата. Когда жарко, плечи расслаблены, а при холоде – хотите или нет, поднимаете их чуть вверх. И в таком положении ходите два-три месяца. Соответственно, связки и мышцы верхней группы уплотнены. Это ограничивает пластику – и нужно дополнительно работать. Акробатика дает объем движений. Бразильцы из «Зенита» танцуют, африканцы крутят кульбиты. Наши так не делают не из-за стеснения. Просто не могут».
Большие данные подтверждают эту мысль – игроки из южных стран чаще идут в обводки.
Пояснения: мы взяли данные топ-лиг и РПЛ с сезона-2017/18 и посчитали среднее количество обводок на одного футболиста из каждой страны. Есть соблазн назвать это средней температурой по больнице, но все же результат, скорее всего, не случаен. Ведь в нем есть закономерности.
В выборку попали только страны, игроки которых суммарно провели более 100 000 минут с 2016-го, иначе результат был бы некорректным. Например, у кубинцев аж 5 обводок на 90 минут, но только 1381 минута – слишком большое влияние одного техничного футболиста на общий результат. Поэтому их и нет на картинке.
Первую пятерку занимают африканские страны. Да, может быть, оттуда просто больше атакующих игроков и меньше обороняющихся и вратарей, чем из других стран, но ведь и это не случайно, такой спрос оправдан навыками.
Аргентина немного выше Бразилии, но отрыв не такой значительный.
Португальцы – главные по дриблингу среди европейцев, опережают испанцев, которые оказались между Англией и Австрией. Следующая европейская страна – Бельгия, гражданство которой получило много этнических африканцев.
В нижней части тоже есть сходства: Сербию, Данию, Россию, Ирландию, Швейцарию, Чехию, Словакию, Польшу и балканские страны можно назвать холодными. Выбивается разве что Албания, но средиземноморский климат охватывает только ее часть, те, кто живет восточнее, возможно, тоже чаще поднимают плечи вверх.
В общем, отставание РПЛ от топ-5 лиг выглядит логичным, учитывая, что значительная доля у местных футболистов. Но! Кажется, есть небольшой прогресс.
За шесть лет количество обводок в лиге выросло на 30%. При этом доля игрового времени российских игроков (считаем только полевых) за этот период тоже повысилась – с 52% до 53%. Неужели наши стали обводить чаще? Не факт. Вероятно, одна из причин – в увеличении доли времени латиноамериканцев и африканцев (с 15% до 23%). То есть легионеров в РПЛ почти столько же, сколько и раньше, но теперь среди них меньше скандинавов и больше южных футболистов.
***
При этом дриблинг, конечно, нельзя считать мерилом качества лиги или футбольной нации. Это скорее ее особенность. Обводки – не главное требование для больших побед.