Кузнецов? Хорошая шутка.
1 декабря 2023 года ФХР выложила в телеграм картинку: игрок сборной России вышел на вбрасывание против хоккеиста какой-то другой команды.
Несмотря на праздничный повод – оказывается, 1 декабря всероссийский день хоккея (а 22-го, не путайте, день рождения российского хоккея, принципиально разные даты) – и понятную патриотическую задумку, по сути, эта картинка – иллюстрация слова «обреченность».
Вбрасывание, которое случится в следующий миг, наш хоккеист с этой картинки, скорее всего, проиграет.
Вот мини-расследование: если вы хотя бы с условной интенсивностью следите за КХЛ, без проблем назовете хоккеиста справа. Да, номер 30 призван вас запутать, но борода и форма не оставляют никаких сомнений: это – Эрик О’Делл из московского «Динамо».
«У него и клюшка жесткая, и руки сильные, он на вбрасываниях прям хорош», – говорил про Эрика в 2021-м экс-динамовец Вадим Шипачев.
Цифры это подтверждают: свои первый и второй кахээловские сезоны Эрик заканчивал с процентом на точке выше 60, и по этому показателю был в топе лиги.
В этом сезоне – та же история; по итогам регулярки Эрик – в топ-5 по проценту на точке.
При этом из хоккеистов, потенциально проходящих в сборную России, выше него сейчас только Георгий Иванов.
При этом, чтобы представить Георгия в роли центра сборной России (все это обсуждение происходит в виртуальной плоскости, конечно же), вам нужно допустить, что в сборную возьмут центра, который в 64 играх сезона КХЛ набрал 26 очков.
По мне, звучит маловероятно – хотя Георгию только удачи.
Так что на точку О’Делл с картинки выйдет против кого-то с процентом похуже – например, против Кирилла Семенова или Михаила Воробьева, у которых процент ниже 60 – и с неплохой вероятностью это виртуальное вбрасывание выиграет.
И это виртуальное вбрасывание идеально иллюстрирует ситуацию с российскими центрами в целом.
История вопроса
О проблеме с центральной линией в России говорят второй десяток лет.
«Когда говорят о недостатке центров в нашем хоккее, – объяснял в 2011-м Трактор Бэнг, – то имеют в виду не Дацюка и Малкина, а отсутствие бэкстремов. У нас таких почти нет. Отчасти эту проблему в штабе сборной понимают и сейчас, поэтому и пошли на совершенно необъяснимую на первый взгляд постановку Кайгородова к Морозову и Ковальчуку».
Шел чемпионат мира в Братиславе: на нем не играли центры из НХЛ, и Россия стала четвертой.
Это неплохо отражало нашу ситуацию с центральными нападающими в 2010-х: если нет Малкина и (или) Дацюка, то ждите проблем.
Самая очевидная иллюстрация на эту тему – следующие два чемпионата мира, 2012 и 2013 годов.
В 2012-м Россия уверенно взяла золото, забросив 17 шайб в трех играх плей-офф. Из них лишь в пяти на льду не было Малкина или Дацюка.
В 2013-м «Детройт» и «Питтсбург» подзавязли в плей-офф, Дацюк и Малкин не приехали и Россия получила вот такую линию центров: Терещенко – Попов – Анисимов – Свитов.
Результат – 3:8 в четвертьфинале от США.
Американцы выставили линию Штястны – Стэплтон – Томпсон – Бьюгстэд; ни один из них, кстати, не уронил процент на точке ниже 55%. У Штястны – 76%.
2010-е прошли, к паре Дацюк-Малкин добавился только Кузнецов (который в центре играл только у Брагина в молодежке-2012, а в КХЛ играл на краю и переводу которого в центр у нас удивлялись). Потом Малкин и Дацюк постарели – и за ними по-прежнему никого нет.
Или есть?
Кто у нас в НХЛ?
Вы будете смеяться, но – Малкин. Которому 37, которому с таким трудом дается сезон и которого убрали из первой спецбригады «Питтсбурга».
Кроме него – Евгений Кузнецов. Представьте, какая битва развернулась, если бы нам пришлось всерьез обсуждать состав сборной на условный Кубок мира-2024 и вопрос появления / непоявления там Кузнецова. Кажется, этот вопрос разбивал бы семьи, ссорил бы детей с родителями и братьев между собой.
Потому что с одной стороны – ссылка в АХЛ и переход в «Каролину» с сохранением половины зарплаты.
С другой – а какие варианты?
А вот какие: в НХЛ сейчас четыре российских хоккеиста, которые в действительности играют на позиции центрального нападающего. Не четыре топовых, не «выделяется эта четверка». А их просто четыре.
Четыре наших центральных нападающих выходили на точку вбрасывания больше ста раз за сезон (к примеру, крайний нападающий Кирилл Марченко делал это 72 раза).
Плюс есть Иван Барбашев, про которого мы помним, что он может быть отличным центром 3-4 звена и который уже второй год на этой позиции не играет.
Очевидный пессимизм вызывают цифры на точке, но еще грустнее от числа набранных очков. Игра центрального не сводится только к вбрасываниям, и определенные проблемы в этом разделе были даже у великих (у того же Малкина), но доминирующий центр всегда набирает очки.
В 2024-м лучшим нашим центром по очкам остается Малкин. Все остальные выпадают далеко за топ-100 НХЛ по результативности.
Это все отличные игроки, но среди них нет полноценного созидающего на уровне НХЛ центрфорварда.
Алексей Белов, составляя виртуальную сборную России на Олимпиаду-2026, ориентировался, понятно, на игроков НХЛ и предложил вот такой вариант: Барбашев, Малкин, Воронков и Наместников.
Ни одного первого центра своей команды (Наместникова подняли к Коннору из-за травмы Шайфли).
Один центр, которому в момент старта турнира будет 39 лет.
Лишь один хоккеист, который играет в первой тройке своего клуба – при этом, он там играет не в центре, а на краю.
Ищем хороших центров в КХЛ
Спускаемся на уровень ниже (поднимаемся на уровень выше, как сказал бы Роман Ротенберг).
По идее, нас ждет изобилие и новые имена – где еще должны играть центральные нападающие с русским паспортом, если не тут?
Выбор правда довольно большой, игроков действительно много. Но как среди них найти тех, кто нам нужен – доминирующих, напоминаю, созидающих центральных нападающих? Особенно, если не ориентироваться на имена и бэкграунд (понятно, что топовый центр КХЛ – Вадим Шипачев, но ему уже 35, неужели нет никого моложе?).
Я выдвинул вот такую гипотезу: доминирующих центров нужно искать в таблице бомбардиров. Об этом говорит и опыт НХЛ (в топ-10 бомбардиров – пять центральных нападающих), и опыт КХЛ образца прошлых сезонов.
Вадим Шипачев на пике – железный участник топ-10 по очкам. Ян Коварж в какой-то момент был вторым.
И вот что показывает таблица бомбардиров сезона-2023/24. Результат, который выдал компьютер.
Лучший наш реальный центральный нападающий, который чаще 600 раз за сезон вставал на точку – только девятнадцатый. В первой тридцатке их всего двое.
Тот же Шипачев уже за пределами топ-30 (возможно, тут сказался стиль его команды, впрочем).
Центральные нападающие с интересным процентом на точке – Воробьев и Семенов – идут в пятом десятке. Морозов и Шалунов, чьи имена на слуху – в шестом (Иван, правда, из-за травм).
Есть интересный кейс с Аймурзиным, которому в этом году всего 22, но он такой один. Оставшиеся участники этой десятки – известные нам игроки, каждый из которых уже даже ездил в Северную Америку и вернулся, потому что там не очень пошло.
Мы знаем этих игроков и кого-то даже уже видели в сборной; это отличные хоккеисты, но сейчас они не разрывают и в КХЛ.
***
Идет 2024 год. Нарратив «у нас нет никого, кроме Малкина и Дацюка» сменился историей «кроме Кузнецова элитных центров у нас просто нет, да и сам Кузнецов не в лучшей форме».
Внутри КХЛ и для уровня КХЛ выбор есть, и при внятном тренерском подходе можно собрать бодрую центральную линию – бодрую по меркам КХЛ и соревнований этого уровня.
Но если мы берем уровнем выше – вопросы и проблемы очевидны. И довольно блеклый хоккей на Олимпиаде-2022 не выглядит такой случайностью: конструировать творческий хоккей на уровне сборных России сейчас очень сложно. Эту задачу можно ставить, но непонятно, кого под нее выпускать на лед.
И да – после Кузнецова, который родился в 1992 году, доминирующих центров 1-2 звена уровня, хотя бы намекающего на НХЛ, у нас нет. Возможно, поколение 2000-х исправит этот тренд, но пока и там не видно каких-то ярких вспышек.
И речь на самом деле не о сборной России – речь о том, как у нас готовят игроков. Мы постоянно читаем в новостях: система подготовки работает, Россия будет готова вернуться на чемпионат мира. А о проблеме с центрами даже никто не говорит, хотя она очевидна.
Посмотрите: у России нет игрока с 600 вбрасываниями в топ-15 бомбардиров КХЛ. У США такой игрок есть в топ-10 – Саша Хмелевски. У Канады таких хоккеиста в топ-10 два – Уил и Спунер.
Мы точно будем готовы? И если да, то к чему?
Телеграм-канал Петухова, ютуб-канал Петухова
Фото: East News/Fred Greenslade/The Canadian Press via AP, AP Photo/Gene J. Puskar, AP Photo/Karl B DeBlaker; РИА Новости/Максим Богодвид, Владимир Федоренко, Григорий Сысоев, Алексей Куденко