Не понравилось даже премьер-министру.
Неожиданная тема для дискуссии вокруг формы сборной Англии для Евро-2024.
Nike представил домашний и выездной комплекты, второй – необычного фиолетового цвета, но вся страна обсуждает деталь сзади на воротнике. Там перекрасили английский флаг, и консервативная Англия не оценила.
В гневе едины все: не только болельщики и звезды футбола, но и политики – правящая партия и оппозиция.
Англичане возмущены, что крест святого Георгия выполнили не в традиционном красном цвете, а с градиентом из фиолетового, голубого и синего.
В изначальном анонсе Nike назвала задумку «игривым обновлением, которое появляется на воротнике, чтобы объединить и вдохновить». Такое описание только взбесило фанатов.
После волны возмущения компания признала описание «неуклюжим языком», но это единственная уступка, на которую пошел экипировщик.
«Это худшее решение за всю историю». Саутгейт, Реднапп и экс-игроки сборной не поняли дизайн
Главный тренер сборной Гарет Саутгейт не в восторге, хоть и высказался дипломатично:
«Я огромный патриот. Люди не считают, что нам нужно менять крест святого Георгия. Если его изменили, то это уже не наш флаг. Так что я немного запутался в этом элементе. Они могут создавать причудливый дизайн, но не говорите, что это флаг Святого Георгия. Это нечто другое».
Харри Реднапп оказался более резок, назвал увиденное позором: «Я видел многое, но это худшее решение за всю историю. Кто, черт возьми, думал, что это хорошая идея? Это крест святого Георгия, красный и белый. Сделает ли Nike это с флагом другой страны?»
Дэвид Симэн, который 14 лет защищал ворота сборной, разъярен: «Флаг не нуждается в исправлении. Что дальше? Они собираются поменять «Трех львов» на трех кошек? Оставьте в покое крест Святого Георгия. Просто оставьте его в покое. Я уверен, что если бы они подошли к парням и спросили, те сказали «нет». Не трогайте и все».
Еще один легендарный вратарь, рекордсмен по количеству матчей за сборную (125) Питер Шилтон проехался еще и по стоимости форм: «Я традиционалист. Сборная представляет страну, а красный и белый – это цвета флага. Если вы добавляете крест святого Георгия на комплект, просто сделайте это в традиционных цветах.
Фанатам приходится терпеть изменения в дизайне почти каждый год: все дело в деньгах – это делается для того, чтобы заставить их покупать новые комплекты. Стоимость футболок сейчас становится вымогательством. Я думаю, что фанатов обворовывают».
Ведущий программы Talksport и бывший владелец «Кристал Палас» Саймон Джордан:
«Я не совсем понимаю, почему Nike хочет иметь «игривое представление» о нас. Наша национальная идентичность – это шутка? Мы должны гордиться этим, а не стыдиться. Я не нахожу дизайн оскорбительным, я считаю его ненужным.
Вместо того, чтобы вернуть все обратно, мы утвердим бессмысленный крест, который не имеет для нас никакой ценности и никого не представляет. Ни одна другая страна не позволила бы такому случиться, они бы не позволили сделать это на футболке сборной. Я не думаю, что мы должны брать уроки у Nike о ценностях этой страны. И ФА абсолютно причастны к этому».
Бывший директор ФА Эдриан Бевингтон заявил, что не утвердил бы такой дизайн: «Во время матчей вы увидите стадион, полностью заполненный крестом святого Георгия. Это национальная идентичность, ее не нужно менять. Это расстроит многих людей».
«Мы не должны трогать национальные символы». Политики призывают вернуть флагу традиционный цвет
Возмущение общественности заставило включиться в дискуссию политиков.
«Когда дело доходит до национальных символов, мы не должны трогать их, потому что они источник нашей гордости, идентичности и они идеальны такими, какие они есть», – так на новую форму от Nike отреагировал премьер-министр Великобритании Риши Сунак.
Министр культуры, медиа и спорта Люси Фрейзер тоже раскритиковала идею: «Болельщики всегда должны быть на первом месте, и ясно, что они хотят не такого. Наше национальное наследие, включая крест святого Георгия, объединяет нас. Игры с ним бессмысленны и не нужны».
Лидер Палаты общин (нижняя палата парламента Великобритании) Пенни Мордонт поддержала премьера: «Черт возьми, верно. Я знаю, что у многих людей будут сильные чувства по этому поводу. Иногда трудно добиться, чтобы крупные компании вроде Nike услышали вас. Напишите мне [на имейл], и я позабочусь о том, чтобы ваши опасения были выслушаны компанией».
Лидер оппозиции сэр Кир Стармер призвал Nike вернуть красный крест:
«Я большой фанат футбола. Хожу на игры в Англии, мужские и женские, и флаг используется всеми. Это унификатор, который не нужно менять. Нам просто нужно гордиться этим. Они должны пересмотреть дизайн и вернуть все обратно. Я даже не уверен, что они смогут объяснить, почему они решили, что нужно изменить флаг».
Nike и ФА оставят все как есть. Говорят, вдохновлялись тренировочной формой-1966
Несмотря на общее недовольство, Футбольная ассоциация не планирует отзывать комплект. В пятницу пресс-секретарь ФА попытался объяснить, что значат новые цвета:
«В новой домашней форме сборной Англии есть несколько дизайнерских решений в честь команды, победившей на ЧМ-1966. Цветная отделка на манжетах вдохновлена тренировочной экипировкой, которую носили игроки сборной Англии 1966 года. Те же цвета также присутствуют в дизайне воротника сзади. Это не первый случай, когда на футболках сборной Англии используются разноцветные рисунки, вдохновленные крестом святого Георгия.
Мы очень гордимся красно-белым крестом святого Георгия – флагом Англии. Мы понимаем, что он значит для наших болельщиков, как объединяет и вдохновляет, и завтра, как и всегда, это будет видно на «Уэмбли», когда Англия сыграет с Бразилией».
Nike выступил с похожим заявлением: «Мы понимаем значение и важность креста святого Георгия, и у нас не было намерения никого обидеть, учитывая, что это значит для болельщиков Англии. Вместе с ФА мы хотели отметить героев 1966 года и их достижения».
Болельщики, правда, так и не нашли подобную расцветку на тренировочной форме 1966 года. Некоторые предполагают, что флаг на форме могли изменить из-за его истории: он считается оскорбительным для некоторых мусульман. Крест святого Георгия стал английским символом в Средневековье, во время Крестовых походов против мусульман, язычников и еретиков. В то время он был популярным символом среди рыцарей и знати.
Еще крест стал символом еще нескольких стран и городов, для которых святой Георгий считается покровителем: в частности, Грузии, Арагона, Генуи и Барселоны.
Сборная Германии ушла к Nike после 70 лет с adidas. DFB обвиняют в недостатке патриотизма
А вот формы других топ-сборных: Германии, Италии, Аргентины, Испании. Для Евро и Кубка Америки
Фото: Gettyimages/Don Morley/Aallsport UK, Koichi Kamoshida, Barrington Coombs; Mateusz Porzucek/Keystone Press Agency, Varley Media via www.imago-image/Global Look Press