Испанская традиция.
Англоязычный твиттер «Хетафе» воспламенился накануне матча с «Севильей». После вот такой картинки, анонсировавшей субботний матч.
Конечно, фигурки и вам тоже наверняка напомнили Ку-Клукс-Клан – образы очень жестокой американской организации расистов.
В синем – «Хетафе», в белом – «Севилья», это считывается легко.
На самом деле смысл, естественно, в другом. В реплаях разбираться не стали и напали на клуб (покажем ниже), а мы все же объясним истинный смысл и то, в чем именно ошибка «Хетафе».
Если это не Ку-Клукс-Клан – что тогда? Так выглядит традиция, которая намного древнее американских расистов
Вы можете помнить детали о том, почему в Испании люди на улицах иногда выглядят так, с прошлой весны. Мы тогда рассказывали о разгроме «Манчестер Юнайтед» в Севилье и показывали подобное.
Сейчас в Испании – Страстная неделя, а в воскресенье, 31 марта, католическая пасха. Семана Санта (так звучит на испанском) – пик проявления религиозных традиций.
И чем южнее по территории страны, тем мощнее. «Севилья» как раз на самом юге, Андалусия – оплот традиционализма. Там Страстную неделю отмечают масштабнее всего.
Во время Страстной недели, начиная с предыдущих выходных, братство каждой церкви готовит свою процессию: в центре внимания фигуры Иисуса и Девы Марии, вокруг десятки людей из братства, в том числе оркестр и другие участники. Большинство – кроме носильщиков – в таких одеждах.
Остроконечные колпаки – это капироты, символизирующие покаяние грешников и при этом анонимность. В таких вели на казнь еще при инквизиции, потом у одеяний появился новый смысл.
Они появились намного раньше, чем в США сформировался Ку-Клукс-Клан. Конечно же, в Испании прекрасно знают о сходствах, но часто обижаются на прямые сравнения и шутки об этом. По сути, это расистская организация за счет жестокости в отношении темнокожих развратила впечатление о таком образе.
В Севилье это правда массово. На Страстной неделе два выходных, чтобы все могли поучаствовать
Братства в таких процессиях по строгому расписанию несколько часов огромной колонной шествуют от своей церкви и обратно через центральные улицы и главный севильский Кафедральный собор XV века.
Вовлечено большинство местного населения. На Страстной неделе специально оставляют два дополнительных выходных: в четверг и пятницу, потому что ночь между этими днями ключевая. Процессии, как правило, продолжаются без перерыва, а самые именитые и статусные церкви шествуют под утро.
Правда, в этом году планы серьезно нарушила погода. Например, в ту самую ночь шел сильнейший ливень, звучал гром и сверкали молнии – поэтому ключевые шествия пришлось отменить. Такое иногда случается, но эпизоды редкие: например, предыдущие масштабные отмены из-за дождя бывали в 2011-м и 2004-м (потом только ковидные).
У такой привязанности к религиозным обычаям есть житейское объяснение: до этой части Испании дольше всего добиралась реконкиста, то есть обратное отвоевывание пиренейских земель у мусульман, процесс шел с севера на юг.
Местное население примерно на пять веков дольше северной части страны оставалось под гнетом (Севилью освободили только в 1452-м), а христианские традиции все это время позволяли сохранять идентичность.
Возможно, как раз проявление андалусийских традиций – свежая цитата Гильермо Абаскаля про выбор состава с помощью бога. В отрыве от контекста звучит странновато, но во время Страстной недели перед самой пасхой – объяснений чуть больше.
«Хетафе» уничтожили на английском. Клуб явно не учел разницу в восприятии
Под такой же картинкой в испанском твиттере тишина, можно встретить, например, тематические шутки в духе «По крайней мере вы сыграете вне зависимости от дождя» – теперь мы знаем, к чему отсыл.
В англоязычном аккаунте жесть. Вот только некоторые комментарии.
«Сатанистский клуб».
«Кто бы ни отвечал за маркетинг, должен быть уволен».
«Не удивлен, что клуб, подписывающий Гринвуда, поддерживает и Ку-Клукс-Клан».
«Я знаю, что это не про ККК, но все равно очень странный маркетинг».
А еще десятки, даже сотни реакций в духе WTF!? и прямых обвинений в расизме.
Очевидно, что «Хетафе» просто использовал тот же отсыл к «Севилье», понятный, уместный и удачный по времени для Испании – но совсем не учел разницу в восприятии у внеиспанской аудитории.
Вместо образовательного контента получился оскорбительный.
***
«Севилья», кстати, выиграла на выезде 1:0. Это, конечно, просто совпадение, но в матче случился расистский скандал: около 60-й минуты фанаты хозяев стали оскорблять аргентинского полузащитника севильцев Маркоса Акунью, называли его «обезьяной». Судья остановил игру, запустил антирасистский протокол Ла Лиги с объявлением диктора по стадиону и прочими предупредительными шагами. Примерно через 10 минут игру возобновили.
Единственный гол у Серхио Рамоса – в день 38-летия, символично!
Еще символичнее могло быть только одно: если бы этот матч играли шесть дней назад. Вербное воскресенье в Испании тоже есть – называется оно Domingo de ramos.
Все это часть севильской магии: она помогала громить «МЮ» и идти к титулам в Лиге Европы. Помните, что такое ребухито?
Неизвестный Абаскаль: он учился как раз в севильской религиозной школе
Фото: Daniel Gonzalez Acuna/ZUMAPRESS.com, Pablo Requejo/Keystone Press Agency/Global Look Press