Она включала заправку ракеты и обратный отсчёт
Европейское космическое агентство (ESA) и его партнёры успешно завершили генеральную репетицию на космодроме во Французской Гвиане перед первым запуском ракеты Ariane 6, запланированным на июль.
В ходе репетиции ракета была заправлена жидким кислородом и жидким водородом. Также был проведён обратный отсчёт, который был остановлен непосредственно перед запуском двигателя.
«Генеральная репетиция является последней вехой перед запуском. Это испытание позволяет командам точно запланировать операции, необходимые перед стартом, используя реальное оборудование и программное обеспечение ракеты», — заявил Гай Пилчен (Guy Pilchen), менеджер проекта по запуску Ariane 6 в ESA.
Испытание изначально планировалось на 18 июня, но было перенесено на два дня. Представители ESA заявили, что перенос не связан с серьёзными проблемами и не повлияет на дату первого запуска, которая была объявлена ранее — 9 июля.
«Подготовка к первому полёту продвигается очень хорошо», — сказал на брифинге генеральный директор ESA Йозеф Ашбахер (Josef Aschbacher). Он также отметил, что были решены оставшиеся проблемы после квалификационной проверки, завершившейся 14 июня, а полезная нагрузка и обтекатель были установлены на верхнюю ступень ракеты в тот же день.
«Работа продолжается без остановок, поэтому всё идёт по плану, но перед первым полётом ещё предстоит многое сделать», — добавил он.
Анализ данных, полученных в ходе генеральной репетиции, будет продолжаться до 26 июня. ESA также запланировало серию брифингов для СМИ на 25 июня, чтобы обсудить предстартовую подготовку.
Ariane 6 имеет важное значение для преодоления «кризиса ракет-носителей», который временно лишил Европу независимого доступа в космос. Этот кризис вызван несколькими факторами, включая задержки в разработке Ariane 6 и проблемы с ракетами Vega C и Союз.
В ноябре 2023 года ESA объявило о соглашении о «стабилизированной эксплуатации» для ракет Ariane 6 и Vega C. Соглашение предусматривает выделение € 340 миллионов ($364 миллиона) в год на финансовую поддержку Ariane 6 при условии, что компании, участвующие в разработке ракеты, сократят свои расходы на 11%.
«Мы движемся в этом направлении. Проведено множество обсуждений с некоторыми ключевыми поставщиками, а за последние пару дней достигнут хороший прогресс», — заявил на брифинге Йозеф Ашбахер.
Тони Толкер-Нильсен (Toni Tolker-Nielsen), директор по космическим перевозкам ESA, отметил «устойчивый прогресс» в сокращении расходов. Он сообщил, что неназванный немецкий партнёр согласился на снижение цен, что является важным шагом вперёд.
Соглашение от ноября 2023 года также предусматривает передачу ответственности за запуски Vega C от Arianespace к Avio, генеральному подрядчику ракеты. В прошлом месяце руководители Avio заявили, что обсуждение этого трансфера всё ещё продолжается.
Ашбахер сообщил, что в последние недели ESA было привлечено для посредничества в переговорах между двумя компаниями по соглашению о передаче операций Vega C по просьбе одной из компаний. «Условия перевода Vega C из Arianespace в Avio ясны. Мы добились огромного прогресса и, я бы сказал, очень близки к закрытию открытых вопросов», — сказал он. Он не уточнил вопросы, требующие посредничества ESA.
Совет ESA должен был принять резолюцию, одобряющую эту передачу, на заседании, завершившемся 19 июня, но Ашбахер сказал, что вместо этого совет проведёт отдельное заседание к концу месяца, чтобы завершить передачу.