Когда Эммануэль Макрон после призыва ввести эмбарго на поставки оружия Израилю и осуждения методов борьбы премьер-министра Биньямина Нетаньяху с палестинским движением ХАМАС (а тот ответил французу, что «западным лидерам должно быть стыдно за себя»), стал обзванивать глав некоторых стран Ближнего Востока, показалось, что он готовится начать в регионе какую-то собственную игру. Во всяком случае именно так воспринял звонок из Парижа президент Ирана Масуд Пезешкиан, обсуждая ситуацию в Газе и в Ливане в контексте скандала с Нетаньяху.
В Тегеране подумали, что в ситуации ослабления посреднических позиций Вашингтона в регионе своим сообщением о подготовке международной конференции по Ближнему Востоку в конце октября с участием европейских стран Макрон готовится проявить некий оппортунизм в отношении американской политики в регионе, перехватить у них инициативу.
Пезешкиан поддержал эту идею, понимая по-своему призыв с Елисейских полей «повлиять на прекращение боевых действий „Хезболлы“, чтобы создать условия для перевода ситуации в стадию дипломатического урегулирования».
Но Нетаньяху быстро связался по телефону с Макроном и попытался закрыть тему. В этой связи некоторые эксперты стали заявлять, что премьер Израиля, мол, после решения Великобритании о приостановлении некоторых лицензий на поставки оружия Израилю и требования к Международному уголовному суду выдать ордера на арест Нетаньяху и его министра обороны, стал опасаться «изоляции в Европе». Но на поверку выходит, что это не так.
Повышенная дипломатическая озабоченность Парижа Ближним Востоком коррелирует с такой же активностью со стороны США. Со своими коллегами из стран региона тесно общается и госсекретарь Энтони Блинкен. Как выяснил популярный ливанский информационный сайт Al-Akhbar, «США и Франция готовятся провести в Ливане „геополитический эксперимент“ и представить на предстоящей конференции свою воображаемую карту Ближнего Востока», о чем стало известно Нетаньяху.
Прежде всего, предлагается провести, как можно быстрее, выборы президента Ливана, «который не является союзником шиитского ополчения, и осуществить перестройку системы власти с выдавливанием из страны «Хезболлы».
Этот вопрос уже активно обсуждался Блинкеном с премьер-министром Ливана Наджибом Микати и спикером Палаты представителей Набихом Берри. В свою очередь глава Пентагона Ллойд Остин призвал израильского коллегу Йоава Галанта «в силу новых обстоятельств быстро перейти от военных операций в Ливане к дипломатическому урегулированию».
«Для Вашингтона это даже более важно, чем достижение перемирия между „Хезболлой“ и Израилем, — утверждает эксперт по делам Ближнего Востока Деннис Росс в интервью Washington Put up. — А для Бейрута существует только один жизнеспособный сценарий».
Для того, чтобы вытеснить «Хезболлу» из внутренних проблем Ливана, пишет уже Newsweek, необходимо «вернуть в большую политику маронитов, древнюю христианскую этнорелигиозную группу, уходящую корнями в финикийские и эллинистические общины Леванта, дать им возможность заложить основы небольшого, управляемого государства в регионе Горный Ливан».
Но они должны отказаться от идей Большого Ливана, намерений расширить границы «этого государства», включив в него долину Бекаа, Триполи и южные прибрежные районы, чтобы не впитывать в себя мусульманское население». Это позволит быстро навести мосты с Европой, а в будущем, возможно вступить, в конфедерацию с Израилем, который станет Иудеей».
По мнению Newsweek, «такой ход событий упразднит несостоявшееся государство Ливан. Бейрут станет центром мирного, небольшого Ливана с большей этнической однородностью, без необходимости воевать с Израилем, и восстановит свою полуевропейскую культуру».
При таком ходе событий, полагает американская газета Politico, «США и Израиль выводят из игры решение палестинской проблемы». Газета также намекает, что этот проект Блинкен уже обсуждал со своими коллегами из Саудовской Аравии, Катара и Франции и сообщал, что он может быть предложен на международной конференции по Ливану в Париже.
В этом контексте во многом объясняется решение Нетаньяху «не наносить удары по иранским ядерным и нефтяным объектам». Так он переводит Ливан в эпицентр событий, блокирует действия Тегерана, сохраняя для него ситуацию в подвешенном состоянии. Речь идет о реализации «Плана генералов» по прекращению гражданского правления ХАМАС в Газе и создании специальной военной зоны в Ливане.
По оценке Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) на стыке Газа-Ливан меняется демографическая ситуация и сотни тысяч перемещенных лиц мигрируют в Сирию и в Иорданию.
Король Иордании Абдалла II уже предупредил о «серьезных последствиях расширения кругов насилия и перемещения населения и продолжения боевых действий против палестинцев на Западном берегу и нарушений исламских и христианских святынь в Иерусалиме».
Пока Амман поддержал инициативу по избранию нового президента Ливана и предложение, направленное на объявление трёхнедельного перемирия.
Но никто не знает, как полагает информационное агентство Petra, «удастся ли Иордании после Ливана избежать участи стать еще одной ареной регионального конфликта, и что вообще здесь будет дальше на политическом, военном и стратегическом уровнях, если начнется реализация проекта «нового Ливана»?
Действительно, правы те эксперты, которые утверждают, что «на Ближнем Востоке стала твориться новая мировая история».