Американский миллиардер Илон Маск считает, что правая немецкая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) одержит «эпическую» победу на выборах в ФРГ.
Ранее в статье для газеты Welt Маск назвал АдГ единственной политической силой Германии, способной спасти страну от превращения в «тень своего прежнего я». Этот материал вызвал бурную реакцию в самой Германии.
Так глава отдела мнений издания Ева Мари Когель подала заявление об увольнении после выхода материала, а министр здравоохранения Карл Лаутербах выразил поддержку противникам публикации статьи Маска.
Надо понимать, что теракт в Магдебурге, где на рождественской ярмарке автомобиль въехал в толпу, вызвал огромный резонанс в обществе и значительно повысил электоральные шансы АдГ, выступающей за ограничение миграции. Но достаточно ли этого для «эпической» победы?
Даже если АдГ займет первое место на федеральных выборах, запланированных на 23 февраля, это вряд ли позволит ей сформировать правительство, а в коалицию с ней никто из системных партий не пойдет. Тем не менее рост популярности АдГ — проблема для немецких элит, которую как-то надо решать.
— Хотят того немецкие элиты того или нет, но несмотря на всяческие препятствия, создаваемые властями Германии, популярность ультраправых растет, и результат предстоящих досрочных выборов в бундестаг будет для АдГ успешным, — не сомневается доцент кафедры политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Согласно данным свежих опросов общественного мнения, АдГ вполне может стать второй политической силой в Германии после ХДС/ХСС, а ее политический вес заметно усиливают социально-политическая обстановка в Германии и трансформация партийного ландшафта, признаком которой стал распад «светофорной» коалиции.
В то же время вряд ли какая-либо партия наберёт абсолютное большинство голосов, что создаст предпосылки для углубления политического кризиса. Коалиции АдГ с другими силами крайне маловероятны, однако и варианты коалиций между другими партиями на данный момент являются только гипотетическими. Если коалицию сформировать так и не удастся, бундестаг может оказаться неработоспособным, став ареной партийной борьбы.
«СП»: И все же соглашение системных партий с АдГ гипотетически возможно?
— Единственный вариант, при котором власти и представители политических партий Германии начнут договариваться с АдГ — это безоговорочное лидерство ультрапаправых на выборах.
По состоянию на самый конец 2024 года такой перспективы не наблюдается, но до выборов в бундестаг все ещё может измениться.
— Можно вспомнить, например, соцопрос, проведенный 16−18 декабря 2024 года АRD-DeutschlandTrend, по данным которого за АдГ готовы были проголосовать 19% респондентов, — говорит директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— То есть, эта партия выходила на второе место, при этом серьезно уступая ХДС/ХСС, о поддержке которых заявили 33% опрошенных. Проводившийся 23−27 декабря, то есть, уже после теракта в Магдебурге, опрос INSA фиксировал близкое соотношение уровня поддержки между этими партиями — первое место у ХДС/ХСС с 31% сторонников среди респондентов и второе у АдГ с 20%.
Конечно, есть вероятность, что часть опрошенных, симпатизирующих АдГ, скрывает свои настоящие настроения. Но все же пока крайне маловероятно, что АдГ сможет обогнать ХДС/ХСС.
На третьем месте по опросам сейчас находится правящая СДПГ, при этом, по версии вышеупомянутого исследования АRD-DeutschlandTrend, это место она делит с «зелеными» (у обеих партий по этой версии по 14%). Пока шансы на то, что СДПГ сможет оттеснить АдГ со второго места, достаточно туманны. В принципе, это тоже возможно. Но скорее, это может произойти не в случае выигрышных шагов социал-демократов, а в ситуации, если в «Альтернативе для Германии» произойдут какие-то крупные внутренние скандалы.
«СП»: Даже если она победит, никто с ней в коалицию не пойдет, так ведь?
— Действительно, ни одна из партий, имеющих шансы пройти в бундестаг, на коалицию с АдГ не пойдет. Но можно отметить, что и по опросам общественного мнения вариант коалиции с участием этой партии не является особенно популярным.
«СП»: При каких обстоятельствах могут пойти? Насколько оглушительным должен быть успех АдГ, чтобы элиты это приняли?
— В ближайшем будущем вероятность коалиции с участием АдГ не просматривается даже на уровне отдельных федеральных земель. Сценарий, при котором эта партия смогла бы в одиночку взять большинство голосов на выборах в один из ландтагов или, тем более, в бундестаг, в ближайшем будущем представляется и вовсе фантастическим.
Пока успехи АдГ, скорее, сработали на их оппонентов слева из «Союза Сары Вагенкнехт — За разум и справедливость» — эта сила стала рассматриваться как приемлемый партнер для коалиций на уровне федеральных земель, как это произошло в Тюрингии.
Возможно, ситуация, когда «Альтернатива для Германии» находится в политической системе ФРГ в изоляции, может подталкивать партию к попыткам корректировать имидж и доказывать свою системность.
«СП»: На уровне земель АдГ уже побеждает. Это влияет на ее положение? Ползучий заход во власть снизу возможен? Или все решают только федеральные выборы?
— На земельных выборах на первое место АдГ пока выходила только в сентябре 2024 года — по итогам уже упомянутой кампании в Тюрингии.
При этом в ряде других федеральных земель на второе место эта партия выходила с довольно незначительным отставанием от лидеров. Яркий пример — сентябрьские земельные выборы в Саксонии, где победители из ХДС опередили АдГ менее, чем на 1,5% голосов. Но все же в ближайшей перспективе вхождение этой партии и в земельные правительства крайне маловероятен.
При этом чем выше представительство АдГ в парламентах федеральных земель, тем чаще могут складываться ситуации, когда участники правящих коалиций на этом уровне могут вступать в закулисные договоренности с ней, например, нуждаясь в ее нейтралитете, чтобы избегать правительственных кризисов. Тут, в какой-то мере, можно провести аналогии с положением «Национального объединения» в нынешнем созыве нижней палаты парламента Франции.
В обмен АдГ в некоторых федеральных землях, вероятно, сможет добиваться уступок по определенным бюджетным или правовым вопросам, в каких-то случаях требуя, чтобы в земельные правительства не входили наименее приемлемые для них политики.
«СП»: Как элиты будут выкручиваться?
— Не будем забывать, что системные правоцентристские политики могут вполне успешно перехватывать часть лозунгов крайне правых по тем же вопросам ограничения миграции и сферы безопасности. Во Франции подобную тактику голлистов еще в 1990-е называли «охотой на землях Национального фронта». В современной ФРГ такой «шаг вправо» сделала ХДС после того, как с поста федерального канцлера ушла Ангела Меркель. Кроме того, вызовом для АдГ могут быть и внутренние конфликты.
При этом, конечно, политики от «Альтернативы для Германии» будут находиться в зоне особого внимания спецслужб страны. Скажем, Федеральное ведомство по защите конституции (занимающееся вопросами внутренней безопасности и контрразведки) в свое время прямо заявляло, что в зоне ее внимания находится радикальное крыло АдГ. Кроме того, фактором такого внимания спецслужб ФРГ к этой партии будет и представление об АдГ как о «лоббистах российских интересов».