Аксессуар из прошлого.
Пеп Гвардиола и Эрик тен Хаг обожают плоские английские кепки. Тренеров манчестерских клубов видели в них неоднократно.
Голландец даже носит их во время матчей.
А у каталонца целая коллекция на все случаи жизни: надевает на тренировки, чемпионские парады и просто на повседневку (раз, два).
Плоские кепки – неотъемлемая часть британского стиля: Дэвид Бекхэм, Рио Фердинанд, Конор Макгрегор часто появляются в них. А еще такие головные уборы (особенно у Льва Яшина и других вратарей той эпохи) – символ футбола прошлого.
Вот как они стали частью жизни.
Корни уходят в XVI век. Все началось с английского закона, по которому к кепкам приучили почти всех мужчин
Кепка шофера, машиниста, гольфиста, грузчика, Гэтсби – это лишь часть названий, которые закрепились за этим головным убором. В США ее порой называют английской или ирландской кепкой, а несколько измененный вариант (более пышная восьмиклинка с кнопкой сверху) прозвали кепкой газетчика.
В честь парнишек разносчиков газет.
Среди взрослых newsboy cap тоже пользовалась спросом, особенно у эмигрантов британского происхождения. Вот в кепке газетчиков строители со знаменитого нью-йоркского фото 1932 года «Обед на небоскребе».
Такой вариант получил дикую популярность в Европе и Северной Америке в начале XX века, но история плоской кепки уходит корнями в позднесредневековые Северную Англию и Шотландию. Первый скачок популярности кепок связан с государственными мерами: в 1571 году английский парламент постановил, что все мужчины старше шести лет (кроме дворян и «лиц высокого звания») должны по воскресеньям и праздникам носить шерстяные головные уборы или платить штраф.
Таким нехитрым способом власти успешно простимулировали внутреннее потребление шерсти и общей торговли. Закон отменили в 1597 году, но к тому времени сформировались две вещи:
1. Мужчины привыкли к удобным шерстяным кепкам, которые защищали глаза от солнца, а голову от ветра.
2. Такой простой головной убор закрепился за неаристократичным средним и низшим классом: торговцами, рабочими, мастерами и ремесленниками.
Кепки того времени имели отдаленное родство с привычными нам. Возможно, они напоминали чепчик Тюдоров – сейчас такой стиль сохранился в академической среде.
В Шотландии уже с XV века мужчины носили так называемый синий чепчик. В XVIII веке он выглядел так – сходство с плоской кепкой уже заметнее.
От синих шотландских шапочек произошел тэм-о-шентер – шерстяной берет с помпоном на макушке, который сейчас используют шотландские военные.
В какой-то степени это дальний предок той самой кепки газетчика с кнопкой сверху.
От реальной банды «Острые козырьки» до одноименного сериала
К началу XX века плоские кепки полюбились не только рабочему классу, но и высшему. Английские джентльмена уже не представляли без них поход на охоту или конную прогулку. Эти кепки делались из более дорогих тканей – твида или кашемира.
Школы в то время тоже сделали кепки частью униформы. А еще эти головные уборы вошли в фирменный стиль молодежных банд. Например, тех самых «Острых козырьков» из Бирмингема. По одной из главных версий, группировка получила такое название потому, что вшивала в козырьки кепок лезвия.
Со временем плоские кепки вышли из моды. К середине XX века мужчины в принципе массово отказались от головных уборов – во многом из-за роста автомобильной доступности: крытые машины снизили практическую необходимость в кепках (хотя какое-то время они ассоциировались именно с шоферами), а шляпы в салоне вообще стали неудобными.
Для спорта появились более удобные бейсболки. Очень быстро плоские кепки стали чем-то из прошлой жизни и отсылали к предыдущим поколениям.
Сериал «Острые козырьки» вернул часть былой популярности, в том числе в футболе. Бекхэм выпустил коллекцию с плоскими кепками, а «Бирмингем» презентовал в таком стиле форму.
Болельщики в плоских кепках на английских трибунах – все еще частое явление. Недавно, например, по сети разлетелся плакат юного фаната «Челси» в такой кепке: «Я не хочу вашу футболку. Я хочу, чтобы вы сражались за нашу».
Но все же до популярности 100-летней давности этому аксессуару очень далеко.
Как плоские кепки добрались до Сицилии, Грузии и Турции
В XIX веке британцы привезли плоские кепки в Южную Италию, солнечный климат которой был очень кстати для такого головного убора.
Местные кепки получили название «коппола» и стали символом образа жизни на Сицилии, в Кампании и Калабрии. С сицилийского «коппола» означает «голова». Вероятно, это адаптация латинского слова «caput» (голова), от которого произошло латинское «cappa» (головной убор), а затем и «кепка» на самых разных европейских языках (в том числе английское «cap»).
Итальянская фамилия «Коппола» тоже связана с кепками. Изначально ее давали либо изготовителям головных уборов, либо большим любителям их носить. Фрэнсис Форд Коппола, чьи предки прибыли в США как раз из Южной Италии, не забыл про копполу, когда показывал Сицилию в «Крестном отце».
В Нью-Йорке молодой Вито Корлеоне тоже не отказывался от кепки.
А главный сицилийский клуб «Палермо» использовал копполу, когда презентовал стильную форму к 120-летию клуба.
Интересно, что коппола – прямой предок кепки-аэродрома, характерного символа советских мужчин из Грузии и Армении.
Считается, что ее появление связано с тбилисским пожаром 1874 года, когда сгорел знаменитый оперный театр, в котором служила итальянская труппа. Временно оставшись без основной профессии, тенор Сальваторе Кокуцца вспомнил об умении его отца и открыл в Тбилиси мастерскую по пошиву традиционных сицилийских кепок. Спрос оказался настолько высоким, что очень скоро запустилась мастерская и в Кутаиси. Конечно, появилось и местное название кепки: кокуца-куди – в честь фамилии того самого сицилийца.
После выхода фильма «Мимино» (1977) кепки-аэродромы поймали вторую волну популярности, выйдя уже на всесоюзный уровень.
Кстати, в 1920-х плоские кепки неожиданно получили широкое распространение в Турции. Все из-за того, что в 1925-м Мустафа Кемаль (тогда еще не Ататюрк) начал масштабные реформы в молодой Турецкой республике с дресс-кода!
Он ввел «Закон о шляпах», который предусматривал запрет тюрбанов и фесок, традиционно носившихся в Османской империи, заменив их на европейские головные уборы. Если в Стамбуле послушали первого президента, то в других частях страны шляпная революция вызвала серьезное неприятие, так как для религиозных лидеров это стало символом вестернизации.
Протесты власти усмиряли силой, что привело к десяткам жертв и даже казням. Но Ататюрк своего добился: турки массово перешли на шляпы и кепки.
Вратари в кепках – символ футбола прошлого. Яшин играл в ней, потому что верил: приносит удачу
Как же Клопп любит кепки! ?
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill; kinopoisk.ru; commons.wikimedia.org; instagram.com/palermofficial; instagram.com/bcfc; James Gill, via imago-image/www.imago-images.de/Global Look Press