Так выглядит опасный пилотаж.
Гран-при Австралии по-настоящему взбодрил «Ф-1»: гонка началась с сенсационного схода Макса Ферстаппена (из-за чего прервалась его серия в 43 гонки в очках), а закончилась зрелищной аварией пилота «Мерседеса» Джорджа Расселла – прямо на последнем круге! И если случай Макса прояснился еще по ходу гонки (у RB20 заклинило тормоза), то вот переворот Расселла в погоне за «Астон Мартин» Фернандо Алонсо пришлось расследовать.
Казалось бы, что именно расследовать? Ведь все очевидно: Джордж просто потерял контроль над болидом в шестом повороте, так что сам виноват в инциденте. В целом это так (Расселл и сам признал ошибку) – но есть нюанс.
«За 100 метров до поворота я отставал от Фернандо на полсекунды, а потом он внезапно оказался прямо передо мной, – рассказывал Джордж после финиша, – я оказался почти что на его коробке передач, что называется. Я не знаю, возникли ли у него какие-то проблемы с машиной или нет.
Сейчас Фернандо отправляется к стюардам – и при таких обстоятельствах это немного странно. Мне нужно самому увидеть повтор. Я просто разочарован тем, что моя гонка закончилась вот так. Он затормозил за 100 метров до поворота, а потом снова нажал на газ и нормально вошел в поворот. Эти данные телеметрии я уже видел.
Я не собираюсь ни в чем обвинять Фернандо – по крайней мере, пока сам не увижу все данные. Я находился прямо позади него на протяжении многих кругов. И перед поворотом отставал на полсекунды. А потом он резко замедлился, после чего вновь нажал на газ. Я такого не ожидал и этот маневр стал для меня сюрпризом. И тут вина лежит на мне. Но интересно то, что Фернандо вызвали к стюардам – мне любопытно, что они скажут».
«Очевидно, я был сконцентрирован на том, что передо мной, а не позади, – ответил на претензии Алонсо. – Последние 15 кругов у меня были кое-какие проблемы с батареей, с выдачей мощности, так что я явно слегка испытывал трудности в конце гонки – я не могу фокусироваться на болиде, идущем позади.
Судя по всему, с ним [Расселлом] все в порядке. Я видел машину и очень переживал. Я знал, что он приближался и что он ехал в зоне DRS уже пять или шесть кругов. Так что да, было очень близко. Я просто проезжал круги в квалификационном режиме и пытался взвинтить темп до максимума».
Так что же случилось на самом деле?
Торможение Фернандо было – и оно вышло неожиданным. Скорее всего, он пытался защититься от «Мерседеса»
Алонсо и вправду внезапно затормозил. Достаточно сравнить, как №14 проходил шестой поворот на предпоследнем круге – то есть ровно за круг до аварии – с финальным маневром.
Для еще большей наглядности вот момент торможения с инфографикой. Здесь четко отображается, что Алонсо дважды жал на тормоз.
Подтверждения мы находим и на разных телеметриях. К примеру, вот сравнение действий Фернандо во время личного лучшего круга гонки (медовый цвет) и последнего круга (голубой). Отчетливо видно двойное нажатие на тормоз.
А это телеметрия эксперта Федерико Альбано: здесь данные Алонсо (белый цвет) и Расселла (бирюзовый) с последнего круга. Видно, как перед аварией британец сумбурно работал с тормозом, поскольку не ожидал маневра Фернандо. Сам же пилот «Астон Мартин» после выхода из седьмого поворота еще и странно нажимал на газ.
Альбано полагает, что произошедшее – пограничная ситуация. Что же до хаотичной работы Алонсо с газом на прямой, то это намек на то, что с болидом испанца действительно могли быть проблемы. Как минимум, после финиша испанец не без труда доехал до пит-лейн, а звук мотора явно выдает перебои:
Однако история с неполадками продолжения не получила: кроме самого Алонсо, никто больше тему неисправной батареи не поднимал (даже руководитель «Астон Мартин» Майк Крак). Так что, скорее всего, в случае с Расселлом испанец действовал намеренно. После седьмого поворота идет зона активации DRS – и на последнем круге у Джорджа были все шансы пройти Фернандо. Так что испанец, вероятно, попытался сбросить «Мерседес» с хвоста: притормозить его и резко разогнаться, чтобы выбить британца из зоны открытия крыла, или сбить №63 удачный момент для разгона.
Просто Фернандо не рассчитывал, что соперник потеряет контроль в грязном воздухе и улетит в стену, а сам инцидент привлечет внимание судей.
Алонсо не стали обвинять в аварии Расселла – но штраф все равно дали (за опасный пилотаж)
Стюарды посчитали маневр с торможением «потенциально опасным пилотажем» и выписали Фернандо штраф в виде проезда по пит-лейн – который из-за финиша гонки превратился в 20 секунд (так много, потому что с этого сезона базовый штраф составляет 10 секунд) и три штрафных балла в лицензию (до этого Алонсо был чист).
Решение аргументировали статьей регламента 33.4: «Ни в коем случае нельзя вести автомобиль излишне медленно, непредсказуемо или таким образом, который может быть сочтен потенциально опасным для других гонщиков или любого другого человека».
Самое интересное – наказали пилота «Астон Мартин» именно за опасное вождение, не за аварию Расселла. Судьи говорят об этом прямым текстом:
«Телеметрия показывает, что Алонсо поднял ногу с газа чуть более чем на 100 метров раньше, чем когда-либо до этого при заходе в данный поворот во время гонки. Он также слегка затормозил в тот момент, когда обычно не тормозил (хотя торможение было настолько незначительным, что не стало основной причиной замедления его машины), и переключился на пониженную передачу в момент, когда обычно никогда не переключался на пониженную передачу. Затем снова переключился на повышенную передачу и ускорился до поворота, прежде чем снова сбросить газ, чтобы пройти поворот.
Алонсо объяснил, что, хотя его план состоял в том, чтобы замедлиться раньше, он немного ошибся и ему пришлось предпринять дополнительные шаги, чтобы снова набрать скорость. Тем не менее этот маневр создал значительную и необычную скорость сближения машин. […]
Конкретно в данном случае стюарды не учитывали последствия аварии. Кроме того, стюарды посчитали, что у них нет достаточной информации, чтобы определить, был ли маневр Алонсо направлен на то, чтобы вызвать проблемы Расселла, или что, как он сам заявил стюардам, он просто пытался добиться лучшего выхода из поворота.
Имеет ли Алонсо право попробовать другой подход к повороту? – да.
Должен ли Алонсо нести ответственность за грязный воздух, который в конечном итоге стал причиной инцидента? – нет».
В итоге пилот «Астон Мартин» опустился с шестой строчки на восьмую и остался недоволен вердиктом:
«На финальных кругах гонки Расселл довольно быстро ко мне приближался. Я знал, что он приближается – к тому моменту мы уже успели проехать 5-6 кругов с Расселлом в зоне DRS. Так что я просто старался проезжать один круг в квалификационном режиме за другим.
Я хотел развить максимально возможную скорость на выходе из 6-го поворота – как раз чтобы защититься от Расселла. Как поступил бы любой другой гонщик. Я не думаю, что мои действия несли в себе опасность. И я разочарован тем, что получил штраф за жесткую, но честную борьбу. И я рад, что с Джорджем все в порядке, поскольку видеть его разбитый болид посреди трассы было не слишком здорово».
Риторика поменялась – теперь Алонсо признает, что действовал в целях обороны. Хотя это было понятно изначально. Подобные брейк-тесты – излюбленный прием испанца, которым он пользовался и раньше.
Например, так он отправил Дэвида Култхарда на грунт на «Нюрбургринге» в 2003-м (тогда испанца не наказали):
А через три года по ходу практики Гран-при Венгрии устроил брейк-тест Роберту Дорнбосу. Тут уже его не простили: Алонсо получил штраф в виде добавления двух секунд ко времени в квалификации.
Или помните оборону от Хэмилтона буквально на прошлогоднем Гран-при Абу-Даби?
Тоже жалобы на брейк-тест – и похвальба от Фернандо в стиле «я умнее»!
Хотя в гоночном мире есть и еще одно мнение, выраженное бывшим пилотом «Ф-2» и резервистом «Хааса» Луисом Делетразом: «То есть очевидно замедлять Хэмилтона на третьем секторе Абу-Даби в каждом апексе на несколько секунд ради помощи напарнику в завоевании титула – это норм, а это – нет? Ужасное решение!»
Возможно, в случае с Расселом все могло закончиться мирно. Если бы не жесткая авария – косвенной причиной которой стал сам Алонсо, слишком часто повторявший один и тот же весьма наглый трюк.
Читайте еще о Гран-при Австралии:
-
Крах Ферстаппена: тормоза взорвались из-за команды, Макс ушел посреди гонки, рекордной серии «Ф-1» – конец
-
Он выиграл гонку «Ф-1» и почти взял квалу через две недели после операции. Как сумел так быстро воспрять?
-
Что случилось на Гран-при Австралии: дубль «Феррари», взрыв тормозов Ферстаппена кошмар «Мерседеса» – ужасный крэш Расселла
-
«Феррари» упустила мегашанс на поул «Ф-1» в Австралии, но Сайнс вернулся из больницы с триумфом. «Макларен» – вновь🚀
-
Все о Гран-при Австралии: главные фишки и факты, стата, стратегия, свойства и самые сложные места трека
-
Как «Уильямс» оказался с одной машиной на стартовой решетке: не хватило запасных деталей из-за сборки болида по таблице в Excel
-
Экскурсия по «Ф-1» в Австралии: что за город, как там смотрят гонку, чем кормят и развлекают
-
«Феррари» собирается давить на «Ред Булл» в «Ф-1»? Суперапгрейды уже в аэротрубе, машина лучше, чем кажется
-
«Феррари» швырнула «второго Леклера» в «Ф-1» с поула «Ф-2». Итог: «гонщик дня» и финиш выше Хэмилтона!
-
Все новости этапа в одной ленте: цитаты, тексты, резюме и данные
Фото: Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/Paul CROCK / AFP