Пит Маравич – синоним баскетбольной эйфории и автор важнейшего рекорда, который невозможно превзойти

Пит Маравич – синоним баскетбольной эйфории и автор важнейшего рекорда, который невозможно превзойти

…пусть его и превзошли.

Профессиональный спорт требует от атлета колоссальной отдачи ресурса – физического, эмоционального, морального. Но есть малочисленная категория спортсменов, которые задействуют ресурс личностный, не потому что они такие щедрые или талантливые, а потому что не могут иначе. Для них важно не только демонстрировать способность набирать очки, быстро бегать или забивать голы, но делать это самостийно, неповторимо, так, чтобы они сами и зрители, уходящие после игры домой, были уверены: этого они не забудут никогда.

Таких спортсменов не хватает надолго, подобное отношение выхолащивает: моральная нестабильность, частые травмы, преобладание характера и настроя над дисциплиной и спортивным режимом. Но на пике они, используя собственную гениальность как отмычку, способны отпирать новые, доселе скрытые ресурсы игры.

Пит Маравич был одним из таких уникумов.

В его жизни отсутствовали полутона, она целиком и полностью состояла из крайностей. Его спонтанные импровизации соседствовали с многочасовыми тренировками под дождем. Главный тренер его жизни и по совместительству отец также исполнял роль деспота и тирана. Один из сильнейших индивидуалистов и шоуменов в истории баскетбола, Пит ни разу не становился чемпионом – ни на уровне коллежа, ни в НБА. И даже близко не подбирался к победам.

Маравич – эдакий блаженный от баскетбола, к каждому достижению которого относятся с пиететом просто потому, что они уникальны. Пит был баскетбольным провидцем. И лучше всего это показывают даже не его противоречивые 10 лет в НБА, а карьера в университете Луизианы Стейт (или просто «LSU»), где Маравич отыграл три сезона. Каждый из них Пит, что называется, «выкуривал в затяг»:

Первый, 1967/68: 43,8 очка в среднем за игру

Второй, 1968/69: 44,2 очка в среднем за игру

Третий, 1969/70: 44,5 очка в среднем за игру

Три сезона Маравича – это три самых результативных сезона за всю историю студенческого спорта (четвертое у Фрэнка Селви в сезоне-1953/54 – 41,7 очка).

Если это не убеждает, то вот еще несколько достижений:

• Количество точных бросков с игры за отдельно взятый сезон (522 в сезоне-1969/70)

• Количество точных бросков с игры за карьеру (1387)

• Количество бросковых попыток за сезон (1168 в сезоне-1969/70) и за карьеру (3166)

• Рекорд по числу штрафных бросков в игре (30)

• Количество точных штрафных (893) и общих попыток (1152) в течение трех сезонов

Также на его счету два из четырех самых результативных перформансов в истории NCAA: 69 очков против Алабамы в феврале 1970 года и 66 против команды университета Тулейн в феврале 1969 года. Всего в истории первого мужского дивизиона NCAA было 25 случаев, когда игрок набирал 60 и более очков в игре. На счету Маравича – четыре из них, ни у одного другого представителя из списка нет и двух.

Маравич – единственный среди 11 лучших бомбардиров первого дивизиона, сыгравший менее четырех сезонов в колледже. Именно подобная запредельная результативность и стала залогом, пожалуй, главного достижения Маравича в баскетболе, его святого Грааля.

Рекорд по количеству набранных очков в первом дивизионе NCAA – 3667.

Чтобы в полной мере оценить значимость этого достижения, необходимо учитывать все факторы, игравшие как за Маравич, так и против.

Например, за LSU Пит играл под руководством своего отца Пресса Маравича, который был тренером команды с 1966 по 1972 год.

Будучи разыгрывающим, Пит большую часть времени проводил с мячом, что давало ему больше маневра для действий, а с учетом его игры, акцентированной прежде всего на бросок, а не на пас, и вовсе развязывало руки. В среднем за игру он совершал умопомрачительные 38 бросков. За три сезона в Луизиане он совершил 3166 из 6284 всех бросков своей команды – это беспрецедентные 50,4%.

Кроме того, университет Луизиана Стейт был в сегрегированной конференции SEC, где, за исключением университетов Вандербилт и Оберн, не было команд с большим представительством черных игроков.

Но даже эти доводы не способны девальвировать рекорд Маравича. И вот почему.

❌? Первокурсники не имели права участвовать в университетских соревнованиях

Скорострельность Маравича и так оправдывает его прозвище «Пистолет», а теперь представьте, каков был бы калибр вооружения, если бы Пит отыграл в NCAA на год больше.

Когда Маравич поступил в университет в 1966 году, первокурсникам не разрешалось представлять учебное заведение в спортивных соревнованиях. Этот запрет действовал в студенческой ассоциации вплоть до 1972-го.

Поскольку Пит не имел права играть на уровне NCAA, в сезоне-1966/67 Маравич резвился в команде новичков (freshman team), статистика в которой не учитывалась в NCAA. Согласно имеющимся данным, средние показатели еще совсем зеленого Маравича составляли в среднем 40 очков, 12 подборов и 9 передач.

В том сезоне новички «Луизиана Стейт Тайгерс» не потерпели ни одного поражения.

❌? В период выступления Маравича в NCAA не было трехочковой линии

Трехочковая линия только-только появилась в баскетболе и была эксклюзивным достоянием Американской Баскетбольной Ассоциации. В НБА она появилась только в последний сезон Пита в лиге (1979/80), а до NCAA это ноу-хау доковыляло вообще только в 1986 году.

Вообразите, что бы творил Маравич, набиравший в среднем по 44,2 очка за игру, если бы у него была возможность атаковать издали (в НБА он попал 10 из 15!). Баскетбольные историки называют это одним из величайших «что, если» в истории игры. Со склонностью Маравича к дальним броскам, он мог набирать по 50 очков за матч и добраться до отметки в 4000 очков за карьеру.

❌? Данки были запрещены

В период с 1967 по 1976 год бить сверху в матчах команд средних школ, колледжей и университетов не разрешалось даже с согласия родителей. Можно было бы сказать, что это не самый серьезный довод в пользу разыгрывающего, но рост Маравича был 1,96. А его атлетизм отмечал даже один из зачинателей культуры бросков сверху.

«Этот парень может стабильно попадать с тридцати пяти футов, но если я собираюсь выйти и накрыть его, он запросто обойдет меня на дриблинге и завершит проход лей-апом или данком. У него есть все для этого», – говорил Джулиус Ирвинг об индивидуальной опеке Маравича.

❌⏱ Время на атаку не было ограничено

Маравич закончил университет и выставил свою кандидатуру на драфт более чем за 15 лет до того, как в студенческом баскетболе появился счетчик 30 секунд (даже не 24, как в профессиональном баскетболе).

К этому можно относиться двояко. С одной стороны, у Маравича было неограниченное количество времени на подготовку атаки, с другой – отсутствие лимита позволяло заведомо более слабым командам «морозить» игру в нападении, а затем целой гурьбой отбиваться в обороне. О том, что это не просто теория, свидетельствует целый ряд матчей с неприлично низким счетом. Например, в сезоне-1973/74 команда университета Теннесси победила Темпл с разгромным преимуществом 11:6.

Маравич на протяжении большей части карьеры (за исключением разве что последних месяцев в «Бостоне», где на скамейке ютилась его тень) был скоростным  игроком, обожающим обостряющие передачи в быстрых отрывах и раннее нападение. Снижение темпа и, как следствие, количества владений абсолютно точно повлияло на его результативность.

❌? В «Мартовском безумии» участвовало менее 30 команд, а в конференции SEC не было системы плей-офф

Это естественным образом отразилось на количестве матчей. За три сезона в NCAA Маравич сыграл всего 83 матча: 26 на втором курсе, 26 на третьем и 31 в последний год обучения. За счет постсезонки наверстать тоже было невозможно.

С 1953 по 1978 год в конференции SEC, где выступали «Луизиана Стейт Тайгерс», не существовало системы плей-офф. Чемпион конференции был единственным представителем на чемпионском турнире NCAA, на который суммарно приглашали менее 30 команд. Команды, занимавшие в конференции вторые места, получали приглашения на утешительный турнир NIT. Только к 1985 году количество участников турнира NCAA расширилось до 64.

И вот, с учетом всех исторических погрешностей, Маравич все равно умудрился установить рекорд, который практически невозможно превзойти. Если не статистически, то, по крайней мере, по степени значимости. Питер Маравич был знаковой фигурой для североамериканского баскетбола, первопроходцем, футуристом от баскетбола. То, что большинство игроков делают сейчас, Маравич делал полвека назад. Поэтому его рекорд настолько важен, что влиятельные люди из NCAA предпочитают оберегать его от посягательств других игроков 

Рекорд Маравича был почти побит в прошлом году, но устоял – благодаря закулисным интригам

И как бы цинично это не прозвучало, но, наверное, это правильно. В преемники метил разыгрывающий Антуан Дэвис из команды скромного университета Детройт Мерси, который всего шесть раз участвовал в турнире NCAA (последний раз – в 2012-м). Антуан, как и Маравич, разыгрывающий, и точно так же выступал в команде отца. Разница только в одном важном нюансе.

На протяжении всей университетской карьеры Антуан покладисто вырабатывал 25,4 очка в среднем, но делал он это с оговоркой на так называемое «ковидное правило» – пролонгацию, которая позволяет студенту остаться в NCAA на дополнительный год.

И если Маравич установил недосягаемую планку с учетом всех вышеоговоренных условий за три сезона, то Дэвису понадобилось пять лет, чтобы вплотную подкрасться к сокровенному рекорду. Регулярку сезона-2023/24 Дэвис закончил в 26 очках от достижения Маравича, и у него еще оставались шансы воплотить мечту в плей-офф конференции. Но там Детройт Мерси вылетел сразу в четвертьфинале, а Дэвис набрал в решающем матче 22 очка (7 из 26 с игры, 4 из 16 из-за дуги).

После этого все надежды Дэвиса и руководства Детройт Мерси обратились в сторону плей-офф CBI – утешительного турнира для тех, кто остался за бортом «Мартовского безумия». Очки в турнире CBI идут в общий зачет NCAA, так что Дэвису было бы достаточно пары попаданий, чтобы превзойти Маравича. Команда Дэвиса заплатила взнос в размере 27500 долларов для заявки на участие, но в конечном итоге не получила приглашения в сетку турнира.

По слухам, отказ принять Детройт Мерси в плей-офф произошел под влиянием неких третьих лиц. Каких-то конкретных имен не называлось, но одно высказывание сына Пита Маравича Джейсона обьясняет многое.

«Ничего не имею персонально против Антуана, но рекорд моего отца не мог быть побит в плей-офф второстепенного турнира», – заявил отпрыск «Пистол Пита».

Так Дэвис остановился в 4 очках от исторического достижения и остался вторым самым результативным игроком в истории первого дивизиона NCAA.

«Я разочарован. Меня попросту ограбили. Путем закулисных интриг меня лишили возможности стать лучшим. Поэтому я по-прежнему буду считать себя лучшим снайпером в истории и гордиться тем, что стою одном ряду с великим Питом Маравичем», – заявил Дэвис.

Понять парня можно, но когда речь идет о таких рекордах, то огромную роль играют не только колонки цифр в таблицах, а масштаб личности, степень влияния на игру и то самое наследие, будь оно неладно. Маравич – член Зала славы, дважды включался в важнейшие символические сборные в истории НБА (за 50 и за 75 лет существования лиги), майки с его фамилией изъяты из обращения в сразу трех клубах («Юта», «Атланта» и даже «Новый Орлеан», который вообще был основан после смерти Маравича), о нем пишут книги и снимают фильмы.

Антуана Дэвиса даже не выбрали на драфте, сейчас он пытается выхлопотать себе место в лиге посредством кропотливой работы в фарм-клубе «Портленда» под названием «Рип Сити Ремикс». Баскетбольные масоны просто не могли допустить, чтобы такой человек вписал свое имя в историю вместо Пита Маравича.

В этом году рекорд все же покорился Кейтлин Кларк, – умнице, отличнице и будущей звезде женской НБА

Понятно, что рекорды устанавливаются для того, чтобы рано или поздно быть побитыми. Другой вопрос – как это будет сделано и как воспринято. Кто бы ни превзошел Маравича, новый рекорд не имел шансов произвести аналогичный фурор.

Зато он мог ознаменовать собой прогресс, стать примером трудолюбия и живым доказательством неумолимости времени.

Все это воплощает в себе Кейтлин Кларк – прилежная католичка, с детства увлекающаяся гольфом, специалист по маркетингу, самый выдающийся атакующий талант женского баскетбола со времен Дайаны Таурази, «Стеф Карри в юбке» и первый номер ближайшего драфта женской НБА.

Сейчас 22-летнее дарование проводит свой четвертый сезон в составе команды университета Айовы и, в отличие от Маравича, хранит в серванте не только индивидуальные трофеи, но и три золотые медали в составе американской сборной разных возрастов.

Буквально на этой неделе, а именно 3 марта Кейтлин побила рекорд Маравича, который держался более полувека (54 года), во второй четверти матча против университета Огайо Стэйт. Буднично, с линии штрафных.

Стало ли это событием? Безусловно. Затмило ли собой значимость достижения Маравича? Ну, как сказать. NCAA вообще с кислой мордой напомнила, что мужские и женские рекорды ассоциация учитывает раздельно.

«То, что сделала Кейтлин, было потрясающе. Она выдающийся баскетболистка, ее игра, несомненно, большое благо для женского спорта и баскетбола в целом. За ней очень интересно наблюдать. Я пришел на матч против Огайо Стэйт, думал посмотреть пару минут, но задержался чуть дольше», – поздравил рекордсменку Джейсон Маравич.

Эти самые правильные слова идеально дополняют образ Кларк, которая вслед за Сабриной Ионеску (а там, глядишь, и Пейдж Бьюкерс подтянется) будет представлять новое поколение звезд женской НБА. Они хорошо образованы,  талантливы, трудолюбивы, социально благоустроены и запрограммированы на успех.

Но станет ли хоть кто-то из них такой же величиной в баскетбольной культуре, как «Пистол Пит» Маравич?

Для таких, как Пит, невозможно разработать шкалу ценностей или градацию. Не измерить значимость человека, игравшего в баскетбол по правилам, появившимся спустя несколько десятилетий. И не в погоне за рекордами, а просто потому, что только так он и видел спорт.

Фото: East News/AP Photo/Jack Thornell, Jim MacMillan, AP Photo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.