Это финальный эпизод большого сериала Sports.ru, посвященного 10-летию домашней Олимпиады. Почти весь февраль вы могли читать интервью, репортажи, исследования о, возможно, главном спортивном событии в истории России.
Последняя серия – про курорт, который расцвел в олимпийских горах.
***
Одна из фишек Сочи-2014 – мегакомпактность. В Ванкувере или Пхенчхане за день посетить соревнования и в горах, и в городе было серьезным трэвел-достижением. В Италии-2026 с логистикой еще сложнее – до сих пор непонятно не то что место, а даже страна, в которой построят санно-бобслейную трассу.
На Играх в России в этом смысле была сказка: гуляешь по набережной Адлера и греешься на солнышке, потом 40 минут на авто или электричке – и вот тебе заснеженные горнолыжные склоны. Чудо.
И если морское побережье Сочи уже лет 90 – важный летний курорт страны, то горная инфраструктура – наследие домашних Олимпийских игр. Вполне может быть, самое шикарное.
Есть три Красные поляны, а «Роза Хутор» – это вообще другое. Распутываем клубок названий поселков и курортов
Один из лидеров нашей олимпийской заявки Елена Аникина рассказывала, что на момент подачи документов Сочи в Красной Поляне были козьи тропы и деревни – и она не лукавит.
Сейчас «Роза Хутор» – пышущий жизнью курортный городок с красивыми отелями, модными ресторанами, казино, прекрасной горнолыжкой и развлечениями на любой вкус. За пару дней в этой атмосфере появляется ощущение, будто так было всегда.
Отнюдь.
Но прежде чем окунуться в историю, давайте разберемся в географии. Точно знаю, что даже среди тех, кто побывал в горах Сочи и катался там на лыжах, многие путаются. Оно и понятно. Взять даже Красную поляну. Так называют:
а) Всю горную часть и курорты в целом.
б) Поселок, которому уже 150 лет – он и дал название местности.
в) Конкретный горнолыжный курорт. Который до 2020-го назывался «Горки Город».
Курортов, где можно покататься, тоже три. И хотя все они рядом – полностью независимы друг от друга.
1. «Красная Поляна». Первый на пути из Адлера.
2. «Газпром Поляна». Тут две горы – Альпика и Лаура. Они разделены рекой Мзымтой, поэтому некоторые считают, что это не просто две разные зоны, а два отдельных курорта.
3. «Роза Хутор». Локомотив сочинской горнолыжки – самый популярный и прокачанный курорт. Два склона удерживают более 70 трасс, общая протяженность которых 105 км (у «Газпрома» – 35, у «Красной Поляны» – 30). Признавался лучшим в стране по версии авторитетного World Ski Awards с 2013 по 2021 регулярно (с 2022-го Россию из этого рейтинга исключили).
И финальное по сочинскому краеведению – чтобы у всех точно была четкая картинка. Если ехать из Адлера в горы, сначала встретим поселок Красная Поляна (не курорт!), потом Эстосадок и уже оттуда совсем ничего до «Розы Хутор». Которая, кстати, обязана названием эстонцам. Это не шутка.
В конце XIX века они пришли обживать эти места. Эстосадок буквально – эстонский сад.
В какой-то момент один из жителей поселка Адул Рооза вдруг решил уединиться. Построил себе домик – в 7 км на отшибе. Когда местные ходили в ту сторону, говорили: я к хутору Рооза. Так всем было понятно направление. Со временем ориентир стал словесно упрощаться – хутор Роза, Роза хутор.
Правда, в нынешних реалиях эта историческая деталь нравится не всем. Гид рассказал, что один местный чиновник в декабре настоятельно рекомендовал ему не упоминать этого всего во время экскурсий. Потому что «недружественная страна». И обещал поднять вопрос об особенностях этимологии на более высоком уровне.
Вероятно, на большее его пыла не хватило. По крайней мере, прошло уже два месяца – и никаких новостей по теме не всплывало.
Еще недавно на Красную Поляну не мог проехать большой автобус – цеплялся за скалу. А курорт «Роза Хутор» начали строить до подачи олимпийской заявки
Самое узнаваемое здание «Розы Хутор» – Ратуша.
Как раз там кабинет генерального директора горного курорта Александра Белокобыльского. Между прочим, уроженца Красной Поляны.
– Мне повезло там родиться, – начинает он. – Хотя 60 лет назад это был абсолютно другой поселок. 52 км тяжелой дороги до Адлера, ехать не меньше 2 часов. Зимой из-за обвалов и лавин зачастую добраться куда-то было вообще невозможно. Могли неделями быть отрезанными от мира.
При этом сколько себя помню, все и всегда понимали: живем в благодатном месте. Природа – сумасшедшая. Горы, мягкий климат, вечнозеленые растения, до моря рукой подать.
– В советское время хоть какие-то разговоры о горнолыжном курорте ходили?
– Ходили! Больше того, в 1960-х у нас открылась горнолыжная школа. Был примитивный бугельный подъемник в районе «Альпика-Сервис» – метров 300-400 в длину. Возглавляла школу легендарная Светлана Моисеевна Гурьева, которой недавно исполнилось 90 лет. Ее вклад в развитие курорта – огромный. Она прекрасно знает регион.
Зимой они катались, летом ходили в походы. Светлана Моисеевна принимала активное участие в подготовке к Олимпийским играм – ее огромный опыт было бы глупо не использовать. Еще в 1964-м году в журнале «Техника молодежи» вышла ее статья о том, что в Красной Поляне можно провести зимние Олимпийские игры. Представляете? Был только тот маленький бугельный подъемник, а она уже видела такие перспективы.
Гурьева, конечно же, была на соревнованиях в Сочи-2014. И можно только представить, что творилось в тот момент в нее в душе.
– Как реагировали жители, когда в этом размеренном месте началась большая стройка?
– Старшее поколение не особо приветствовало. Хотя все видели, что, несмотря на красоту этих мест, молодежи остается все меньше – работать в поселке было негде.
При том, что потенциал земли очевиден. Еще до моего рождения тут были две турбазы – Министерства обороны и системы профсоюзов. Уже тогда приезжало много туристов, но все желающие физически не могли добраться до поселка: сюда вела одна и не самая хорошая дорога. Большой автобус, например, не проезжал – цеплялся за скалу.
Постепенно развитие шло. Сильно сдвинуло дело появление дороги в начале 2000-х. Но ограничений все равно оставалось много. Вы знаете, что «Розу Хутор» мы начали строить еще до того, как была подана успешная заявка на проведение Олимпиады? «Газпром», кстати, тоже имел планы. Так что курорты здесь были бы в любом случае.
Другое дело, что в 2003-м, когда мы начали заниматься проектом, инженерная инфраструктура не успевала за стройкой. Были серьезные ограничения по электричеству, по воде – старых мощностей не хватало. И вот как раз с получением Олимпийских игр мы получили сдвиг по всем направлениям.
Дорогущие ратраки перед Олимпиадой осваивали джипперы из Красной Поляны
– Уже в тот момент понимали, что здесь будет лучший курорт России?
– Сначала была все-таки одна задача: классно провести Олимпиаду. Мы сделали это. А уже потом сам собой встал вопрос: что дальше? Никто не мог предсказать, в каком объеме сюда поедут люди. И что делать летом?
Да, мы использовали передовые технологии и технику. Привлекали лучших экспертов, которые помогли грамотно спроектировать трассы. Вот если говорить о европейских курортах, то у них большая история, но в этом и минусы – многое уже старое и изношенное. А у нас все замечательное, свежее!
Другая сторона: у них опыт огромный, а мы с нуля собирали команду.
– Это сложно?
– Вот закупили многомиллионные ратраки, а кому на них ездить, если в стране подобного не было? То же с работой канатных дорог, с оснежением. Мы обучались всему шаг за шагом. Это сегодня на курорте работает 3000 человек. А тогда остро стоял вопрос профессиональных кадров редких профессий. Первых ратракистов мы набирали из краснополянских джипперов!
– Джипперов?
– Раньше туристы, которые хотели посмотреть наши красоты, могли сделать это с помощью джиппинга – местные ребята на УАЗиках вывозили их в красивые и труднодоступные точки. И кому еще доверить стоящий десятки миллионов ратрак, как не парням, знающим тут каждую кочку? Зимой они катаются на лыжах, летом – за рулем. Отобрали несколько толковых. И они все освоили!
Отправляли двоих ребят на международные соревнования ратракистов в Европу. Так они стали вторыми! При том, что у одного из них опыт на тот момент был всего год. Опередили мужиков, у которых стаж десятки лет и которые работали на олимпийских трассах. Когда судьи узнали, сколько отработали наши парни, не поверили.
На «Розе» 105 км трасс. И уже в разработке еще один масштабный курорт!
– Курорт посещают 1,5-2 млн человек в год, – продолжает Белокобыльский. – Причем, что удивительно, большая часть – летом!
– Неожиданно.
– В Сочи-то едут в основном на море. Поэтому мы сделали три шага.
1. Люди, проживающие в гостиницах на «Розе Хутор», могут пользоваться нашим пляжем в Имеретинской низменности. Предоставляем трансфер, дважды в день ходят автобусы. То есть можно совместить горы и море. И это нашло большой отклик у тех, кто не любит каждый день лежать на пляже.
2. Построен большой многофункциональный киноконцертный комплекс «Роза Холл» почти на 2000 человек, где проходят концерты, фестивали, конференции и корпоративы.
3. Развитие горного туризма. При этом мы точно будем увеличивать сеть туристических троп – чтобы люди могли, не возвращаясь, остановиться на ночлег. Два года назад построили первый пешеходный приют – глэмпинг. И это направление важно продолжать.
– Очереди на подъемники зимой – актуальная проблема?
– В мобильном приложении теперь можно отследить загрузку канаток, записаться и пройти без ожидания. А вообще существует пропускная способность курорта. Когда работают все 105 км трасс, мы можем принимать до 20 тысяч человек в день. После Олимпиады могли лишь 12.
У нас тогда были в основном черные трассы – под соревнования. А людям-то нужно попроще. Поэтому стали добавлять комфортные зеленые и синие. К ним – подъемники. Только крупных – 6. Появился Южный склон, который сейчас пользуется огромной популярностью. В результате протяженность трасс выросла на 28 км.
– Еще расширение возможно?
– Возможно. И мы уже занимаемся, это новый проект – Турьев Хутор. По масштабам новый курорт будет сопоставим с «Роза Хутор». Там будет еще комфортнее: и выше, и более уверенное залегание снега. Плюс у нас уже колоссальный опыт.
Цены: во сколько обойдется день отдыха зимой?
Личный опыт стоит десятка рассказов.
Поэтому я запрыгнул в лыжи. Если описать эту пару-тройку часов одним словом: кайф.
Последний раз катался на Розе 7 лет назад, тогда Южного склона не было. Теперь удалось заценить новое – и это пришлось кстати.
Во-первых, там просто красиво. Во-вторых, в день моего катания «Олимпия» – по сути, точка отсчета горнолыжки – погрузилась в густой туман. Но, доехав на подъемниках до Розы Пик и двинув на юг, поймал куда более приятную погоду – спускался с нормальной видимостью.
У меня был опыт катания в Австрии или Италии, и в Сочи – ровно такой же горнолыжный вайб. Расслабленный народ, все забывают о проблемах, много детей.
От ребят серьезного уровня слышал, что им на Розе тесновато и не хватает разнообразия длинных скоростных трасс. Возможно. Но для среднечайниковского, как у меня, уровня – вполне.
Что понравилось:
● понятная система навигации;
● телеграм-канал, который в онлайн-режиме оперативно сообщает об открытии/закрытии трасс;
● адекватный персонал: сотрудники без какого-либо раздражения в тысячный раз показывали направления, а охранники при мне пошли навстречу, когда несколько человек в 17:03 прибежали на закрывающийся в 17:00 подъемник;
● подъемники по большей части крытые;
● разнообразие: я успел проехать далеко не все;
● несколько раз видел как персональные инструкторы отъезжали от учеников, чтобы помочь подняться упавшим.
Из минусов:
● цены;
● очень высокие цены;
● местами неприлично высокие цены.
Если приехал на один день – не так критично. А если на неделю? А если с семьей?
В январе найти нормальное жилье в относительной доступности от подъемника – от 8000 за ночь. Без завтрака. Завтрак в моей гостинице был 1500 руб допом.
Ски-пасс на день – 5500. На 3 дня будет чуть выгоднее – 14500. Неделя – 30150. Годовой абонемент – 59220.
Экипировка – от 2000 в день.
Ценники в кафе – тоже курортные.
Вот и выходит, что семье с одним ребенком нужно по меньшей мере 35 тысяч в сутки.
А сколько зарабатывают на «Розе»?
Интересно, что высокие цены не особенно коррелируют с зарплатами. В горах получают примерно как в Адлере – хотя там все куда дешевле. Отсюда и объявления о поиске персонала почти на каждом здании.
– Не могу сказать, что тут прям хлебное место, – смеется Алексей, администратор отеля, в котором я остановился. Он приехал в Сочи из Ростова 11 лет назад. – Большие зарплаты на Розе – сказки. Ни фига! Такие же, как в Адлере! Вот для отдыха тут все дороже – это факт. А у персонала плюс-минус то же. Администратор даже в нормальной гостинице – это, ну 40-50 тысяч.
При этом многие живут в Адлере/Сочи, а сюда ездят на работу. Снимать на Розе в 1,5-2 раза дороже, чем внизу. Я вот катаюсь из Сочи. График – сутки через двое, так что нормально. На автобусе – 2 часа в одну сторону.
– Многие скажут: 2 часа – жесть.
– Да люди зажрались! А здесь едешь, меняется обстановка – интересно. Там купаются, тут все заметено…
И по ценам норм. Автобус – 300, электрон – 400, ходят стабильно. Такси вот уже дороговато, да – до Адлера 2000, до Сочи – 3000-3500.
– Откуда в основном едут в ваш отель?
– Москва и Питер. Но были и из Сахалина. Много уральцев, сибиряков. В сентябре был чилиец, в ноябре – немцы. Жилая семья из ОАЭ, человек 15, смеялись, что наши едут к вам, а вы – к нам. Они, кстати, попали в непогоду, но были очень довольны. Ливень, все наши туристы по номерам, а они вышли на улицу – пели песни и восхваляли Всевышнего. Сказали потом, что это радость, которую мы не ценим. У них дождь может пройти раз в год. А у нас лил два дня.
– С каким настроением обычно люди уезжают?
– Довольные. Тут реально становится лучше: уже нет хаотичной и незаконной застройки, появляются велодорожки и прогулочные зоны. Единственное, что настораживает – цены. Об этом слышим от постояльцев регулярно. Но в России мало курортов, все едут сюда – так что это объяснимо. У нас зимой стоимость на номера поднимается в 2,5-3 раза. И все загружено!
У инструкторов зарплата не растет 7-8 лет
А это уже инструктор. познакомились во время катания.
– На «Розе» я 6 лет, а вообще у меня 23-й сезон. Сам с Магадана, так что катаюсь с 3 лет. В России был на всех курортах, кроме Кировска. «Роза Хутор» – точно номер один. Тут разнообразие: можно как учиться, так и гонять по черным трассам.
Я работал в Италии, Швейцарии, Франции. Там все развивается больше 100 лет, есть классные места, например, «Три долины» – куда хочешь, туда и едь. 600 км!
Но Франции и Австрия уступают в качестве сервиса и оповещений. Бывало такое, что ехал вниз, а там трасса закрыта – и никто тебя не предупредил. В итоге платишь 200 евро, чтобы на такси довезли до локации.
– Отовсюду слышу, что на «Розе» классно, но дорого.
– Есть такое. В основном тут выше среднего класса. После 2015-го сюда приезжали люди и были абсолютно счастливы. Спустя год подняли все процентов на 20. «Ну, сервис хороший, все здорово, правда, цены уже на уровне Европы, но ничего». А еще через год увеличили плюсом на 30% – и в Европу ездить стало дешевле. Просто сложилось все так, что теперь нам альпийские курорты не особо доступны.
Но цена из чего складывается? Инфраструктура, электричество, все в стране растет…
– Кроме зарплат?
– На больное, да? У нас зарплата за 7-8 лет не выросла. Час у инструктора низкой категории стоит 900 руб. Минус 13% – уже около 720 руб. А 5 лет назад было 650. При том, что сама услуга выросла с 3100 за 2 час до 7100. Динамика грустная.
Основное – чаевые. Лет 8 назад у нас выходило в среднем 1500 евро. Сейчас – даже 1000 не всегда набегает.
Кто-то готов работать за ски-пасс и экипировку
Есть и такие, кто приезжает на Розу не заработать, а покататься.
Сергей трудится в ремонте техники.
– Люблю кататься, а тут – вышка. Отличные склоны, классные трассы. Ничего лучше в России нет. Дорого? Я бы не сказал. Вот я из Челябинской области. У нас приехать в Абзаково – так примерно столько же отдашь и за ски-пасс, и за лыжи. А разница – огромная.
Я сюда на сезон: немного подзаработать, но больше покататься. Нам предоставляют оборудование и ски-пассы. Снимаю квартиру в Адлере. Зарплата? Ну, не жалуюсь. На одном сезонном ски-пассе сколько экономишь! Я второй год уже так. Пока молодой, почему нет? Думаю, и следующей зимой приеду.
Гость Radisson, где ночь 30 тысяч vs Серега из хостела за 1300
Одно из самых дорогих мест Розы – Radisson. В январе ночь там стоила 30 тысяч.
Я пришел в гостиницу поговорить с теми, кто может себе это позволить, и как будто попал в микст-зону футболистов. Узнав, что мне нужен комментарий-впечатление про «Розу Хутор», слышал: «мне некогда», «не даю интервью», «приходите вечером, часов в 19, может быть, спущусь».
Пробыв в гостинице на полчаса дольше, чем планировал, все-таки нашел согласившегося.
– Я тут второй раз. Первый был два года назад. Тогда понравилось. Но у нас и вариантов, куда можно приехать, совсем немного: Сочи, Шерегеш и Мурманск.
Для меня съездить покататься – обычная история, точно не суперсобытие. За сезон выезжаем раза три.
Пока было можно, летал в Европу. Сейчас – ну сами понимаете. В сравнении с европейскими курортами «Роза Хутор» дороже, ощутимо дороже. Если была бы возможность ездить за границу, конечно, я бы так и делал – и это было бы в два раза дешевле. Тут же нет конкуренции. Сделают подъемник за 10 тысяч – люди будут платить и столько. Потому что вариантов нет. Чем я занимаюсь? Скажем так, в сфере бизнеса.
***
Для сохранения равновесия в мире побывал еще и в хостеле в Эстосадке. Хостел Aloha, ночь – 1294 руб.
Там с общением проблем не было никаких. Серега из Пятигорска вообще не удивился, когда я к нему обратился. Отреагировал так спокойно, будто дает по интервью перед каждым катанием.
– Я не фанат «Розы Хутор». Там много народу, большинство трасс узкие. Мне «Альпика» больше нравится. Хотя в комплексе этот курорт – номер один в России.
На второе место я бы поставил Эльбрус и Архыз.
И потом уже – Домбай. В этих всех местах нет такого сервиса, но в этом же и колорит.
– Покататься в «Розе» экономно – это реально?
– Горнолыжка – априори недешевая история. В остальном – смотря с чем сравнивать. Если с нашими российскими реалиями – да, дорого. Обычному рабочему приехать сюда тяжело. Но если покрутиться, можно найти варианты. Вот в этом хостеле ночь в 6-местном номере – 1300. Приверженцам комфорта, наверное, не понравится. А если непритязательный – вполне нормально.
– Если брать по минималкам, во сколько здесь может обойтись неделя?
– При желании можно уложиться и в полтинник. Это если свое оборудование и в остальном очень-очень экономно. Но так захочет далеко не каждый. Для меня – не проблема. Но я не мейнстрим. Для меня самое важное – максимальная эффективность и отдача. Вот что я здесь живу, что в Radisson – склон одинаковый для всех. И там ты не поймешь, кто откуда.
Плюс там, в дорогих гостиницах, люди закрытые, многие чего-то опасаются, сидят в своих будках. А тут – с народом! Общажная жизнь, студенчество вспоминается. Кстати, столичных в хостелах всегда много. Иногда вообще кажется, что тут филиал Москвы. Ветку метро осталось кинуть!
«Роза Хутор» – это народное достояние или русский Куршавель?
Возвращаемся к Белокобыльскому.
– Краткое резюме всех, с кем я общался на «Розе Хутор»: шикарно, но очень дорого.
– Сочи – это всегда так. Да, недешево. Но что сделаешь? Перелеты сейчас дешевые? Или бензин?
На самом деле наш курорт рассчитан на разную аудиторию, можно найти и экономичные апартаменты, а если озаботиться заранее – и купить ски-пассы с большими скидками. Некоторые останавливаются в Имеретинке – сегодня транспортная логистика не такая сложная: есть электричка, автобусы. И прокаты есть за 1000 рублей. Найти подходящий сегмент реально.
Поймите, на курорте работает 3000 человек. Хозяйство немаленькое. И мы тут не заколачиваем миллионы, напротив – на самоокупаемости. Что зарабатываем, то и тратим. Мы тут не жируем.
Да, наверное, на «Розе Хутор» многим кажется недешево. И не каждый может себе позволить отдохнуть здесь пару-тройку дней. Но ведь у нас большая страна – и перелет на самолете не каждый может себе позволить, так? Тем не менее, многие летают.
Портрет отдыхающего на «Розе Хутор» по данным маркетологов курорта
● 61% аудитории – люди в возрасте 25-44 лет. При этом число женщин увеличилось на 4%.
● Средний доход семьи – 70 000-110 000 рублей.
● Сократилась доля столичных гостей за счет роста региональных. 19% из Москвы, 8% из Санкт-Петербурга, 63% из других регионов (лидеры: Краснодар, Ростов, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород).
● В этом году приехало больше гостей с детьми.
● Изменился среднемесячный доход семьи – в сторону более высокодоходной. Доля состоятельных гостей увеличилась в три раза по сравнению с прошлым годом.
– Какую вы бы хотели репутацию для «Розы Хутор»? Элитный курорт а-ля Куршевель? Или народное место, в котором побывал бы каждый россиянин?
– Что-то среднее. Летом мы более доступны, у нас гостиницы дешевле, чем в Адлере. А зимой – другое дело, в этот период мы ориентированы скорее на семьи с определенным достатком. Плюс на сегодня аналогов «Розе» в стране нет – это тоже фактор. И мы не сидим на месте, развиваемся, хотим быть конкурентными лучшим европейским курортам. По общей сумме у нас уже 170 км трасс. Реализуем новый проект, будем 250. Это цифра!
– Но это не единые 250 км, а сумма четырех разных курортов.
– Уже несколько лет существует единый ски-пасс. Такую задачу правительство поставило нам вскоре после Олимпиады, да и вообще это правило для уважающего себя курорта.
У нас ходит круговой автобус.
– Но это неудобно, прямого соединения между трассами нет.
– Согласен. В идеале должно быть так: вышел из отеля, сел на подъемник – и, не снимая ботинок, попадаешь в любую точку. Мы ведем работу. В позапрошлом году сделали первое соединение – с Пика (2300 м) до «Альпики Сервис». Эта зона работает.
Вот-вот откроем точку пересечения на 760 м. Там подъемник «Тироль». Его основной задачей было доставлять зрителей до санно-бобслейной трассы во время Олимпиады. Потом мы его почти законсервировали. Теперь в рамках единого ски-пасса, будем запускать. Оттуда спуститься на эскалаторе – и ты в «Альпике». С которой можно подняться на «Лауру».
Немного удаленной остается «Красная Поляна». Но у них тоже есть проект – хотят открыть подъемник до «Альпики Сервис». Когда будет готово – кольцо замкнется. Можно будет на лыжах попадать с одного курорта на любой другой.
– Возможно, чтобы «Роза Хутор» стала лучшим курортом мира? Или есть объективные факторы?
– Стремление правильное и его нужно постоянно подпитывать. Но ставить себе такую задачу – вряд ли. Кто это будет оценивать? Западным комиссиям мы уже не верим. Но знаем, что делать для улучшения своего курорта.
По климатическим условиям наш регион точно входит в пятерку лучших мест в мире. Природа одарила, а мы вписались. Масштаба пока, может, не хватает. Но с каждым годом территория становится все больше и насыщеннее. Станем ли лучшими в мире? Сложно сказать. Но будет близко к этому.
Фото: автора; Arseny Togulev on Unsplash; Gettyimages/Doug Pensinger / Staff, Christophe Pallot/Agence Zoom / Freier Fotograf, Richard Heathcote / Staff, Alexander Hassenstein / Staff; РИА Новости/Артур Лебедев, Владимир Астапкович, Владимир Сергеев, Екатерина Чеснокова, Михаил Мокрушин; sochihostel.com