Уступала десятилетие!
21 февраля после рекордно короткого межсезонья «Формула-1» вернулась на гоночный трек – с предсезонными тестами в Бахрейне. И первый же выезд болидов подтвердил кучу технических эволюций, революций и реноваций: фееричный микс минипонтонов с нулевыми понтонами «Ред Булл», странную заднюю подвеску «Феррари», новые рассекатели «Макларена», противоречивое антикрыло «Мерседеса» в букве правил, но против их духа…
Однако не самым грандиозным, но точно самым показательным моментом гигантского скачка в развитии стал болид «Уильямса». Точнее, его кокпит – теперь он выглядит… Обычно. Нормально. Как у каждой команды «Формулы-1».
Вообще перемену тизерили еще на презентации во флагманском магазине Puma в Нью-Йорке и на сайте, но все-таки там показывали шоукар. Оставалась мысль: вдруг ради маркетинга просто сделали что-то красивое и продвинутое?
Но… Все взаправду: теперь у «Уильямса» действительно совершенно обыденный руль в стиле «Мерседеса» – примерно такого дизайна, авторство которого приписал себе Льюис Хэмилтон со словами «надо было патентовать».
Для понимания: еще в прошлом году пелотон рулей выглядел так.
Да, английская команда до последнего придерживалась старого дизайна руля – изобретенного еще в 90-е, Экран в него не интегрировался и оставался «приборной панелью» в кокпите – хотя после перехода «Ф-1» на турбогибридные моторы в 2014-м правила предписали командам поставить экраны перед глазами пилотов для уведомления о режиме работы силовой установки, уровне заряда, процессов запасания энергии и состояния аккумулятора.
Тем не менее, «Уильямс» единственным из пелотона не сменил техпроцесс для монтажа особо сложного руля – дисплей подключался напрямую к бортовому компьютеру, на «баранке» оставались только кнопки.
Почему? Прославленная английская частная команда с огромным портфолио технических инноваций (например, сложнейшей активной подвеской или бесступенчатой коробкой передач, запрещенной еще до внедрения в «Ф-1») упорно гордилась независимостью и способностью самостоятельно выпускать детали на собственных мощностях.
«Мы очень гордимся независимостью, – рассказала прессе дочь основателя Клэр Уильямс в 2020-м. – Самостоятельная разработка болидов является частью нашей ДНК. Я бы не хотела ставить на наши машины заднюю подвеску от другого болида. Эту деталь мы должны делать самостоятельно».
Экран же массой всего в 250 граммов вместе со специальным гидроусилителем для правильного момента инерции поставлял всему пелотону «Макларен». Причем только производство компонентов (без затрат на создание и интегрирование) такого суперкомпьютера оценивается в 50-60 тысяч долларов – и то даже у топов не всегда получается выполнить их качественно. «Феррари» фэйлила взаимодействие со сцеплением два последних года подряд!
Потому «Уильямс» оставался на стартом дизайне и оправдывал его облегченной конструкцией, отзывчивостью при повороте и более легким выбором нужного угла управления – теоретически при прочих равных гонщики плавнее и точнее по сравнению с конкурентами могли вести болид. Также подобное помогает в момент срочной коррекции траектории либо отлавливания зада машины при развороте: руль с большей массой (и, следовательно, большей инерцией) может запоздать на ту самую ключевую десятую долю секунды, помешав спасти болид от аварии или вылета.
Однако в реальности, похоже, дело все же заключалось в маниакальной экономии бюджета ради режима выживания. После смены владельцев на американский инвестиционный фонд Dorilton Capital из «Мерседеса» сманили бывшего главного стратега Джеймса Воулза, который при приходе в «Уильямс» сразу громко удивился мощностям и станкам 20-летней давности, крайне устаревшим технологиям и подходам к сборке и производству и «оборудованию эпохи Мин».
Его предшественник Йост Капито работал в «Ф-1» в последний раз в те годы, когда такие команды еще считались «обычными», и не видел процессов и реноваций внутри топ-коллективов, оттого при нем активной перестройки не произошло. И первая машина досталась Воулзу по наследству все такой же базово простой – со слабым днищем, плохой подвеской и старым рулем.
Но летом и зимой Джеймс устроил локальный переворот: сразу запустил смену самого устаревшего оборудования, пробил разрешение на повышение капитальных инвестиций для аутсайдеров в правилах «Ф-1» на $20 млн на 4 года и перевел «Уильямс» в режим максимально агрессивного режима сборки всех самых финальных версий деталей в последний момент перед тестами – даже с отказом от традиционной обкатки для проверки машины.
«Мы очень-очень рано переключились на нынешнюю машину, еще в марте или апреле, – признал Воулз перед тестами. – Затем мы только выжимали максимум из старой и работали над новой.
В новой все технологии шасси – другие, и многие другие технологии отличаются от того, что мы делали раньше. Все эти изменения для нашей организации абсолютно грандиозны.
Некоторые из них бросили нам такой вызов, чтобы мы пошли даже дальше, куда бы хотели. И с точки зрения общего результата, я очень, очень счастлив. Просто невозможно сделать все одно время. Нельзя изменить все подходы, сломать технологические циклы и вознестись на новый уровень выступлений без огромных рисков. И мы их взяли на себя, никаких сомнений.
Да, мы легко могли бы провести обкатку перед тестами. Но я бы предпочел потратить время на виртуальные тесты в симуляторе, чем просто прокатиться и заснять то же самое – лучше сделать это позже, в Бахрейне.
Вот мы и выжали из себя все до абсолютного предела. Можно сказать, отказались от возможности дополнительных тестов и рискнули стартовать именно в Бахрейне».
И ведь правда: помимо нового руля, «Уильямс» вновь вернулся к производству очень сложного днища – только сравните с базовой моделью как из «Ф-2», с которой он ездил в 2023-м.
И какие агрессивные «юбки» сделал для «запечатывания» потока и генерирования стабильной прижимной силы!
Действительно, совсем другая машина – технологически просто новый уровень. Без шуток, рывок разом на 10 лет – и новый руль только служит феноменально наглядным индикатором. Он теперь вообще самый маленький среди всего пелотона – треугольной формы, со срезкой всех возможных граней. Символ нового подхода.
«Уильямс» выбрал путь «Феррари»: полная классика и отсылки к истории без оглядки на спонсоров и деньги США
Все болиды «Ф-1» для 2024-го. Здесь – все: детали презентаций, обкатки, техобзоры
В США представили команды «Ф-1» – отсылками к американским суперклубам. Согласитесь со всеми?
Фото: кадры трансляции; Instagram/FDataAnalysis, williamsracing; Gettyimages.ru/Peter Fox