Спортс искусствоведческий.
«Сегодняшние звезды спорта – это вчерашние звезды кино». Так один из главных художников XX века Энди Уорхол якобы сказал, когда взялся за серию портретов «Атлеты», вышедшую в 1979-м.
Уорхол – один из столпов современного искусства. Его привлекал символизм повседневных предметов, для которых он искал новый контекст. Он стал иконой поп-арта, хотя иронизировал над обществом потребления и поверхностностью массовой культуры.
Уорхол часто работал в технике трафаретной печати, которая давала возможность создавать несколько версий одной картины, экспериментируя с материалами, цветами и деталями.
В нью-йоркской мастерской Уорхола «Фабрика», знаменитой атмосферой свободного творчества, больше 20 лет гремели скандальные богемные тусовки.
Идею «Атлетов» Уорхолу в 1977-м предложил банкир Ричард Вайсман, с которым они часто пересекались на вечеринках. Вайсман с детства обожал искусство. Его родители Фредерик и Марсия и дядя миллиардер Нортон Саймон были коллекционерами и одними из основателей Музея современного искусства в Лос-Анджелесе.
Вайсман тоже начал коллекционировать и приобрел знакомства в художественных кругах. Но спорт интересовал его не меньше, и он заметил, что тот начинает складываться в самостоятельную и очень перспективную индустрию. «Создание этой серии показалось мне закономерным, поскольку в то время двумя самыми популярными видами досуга были спорт и искусство, но, насколько я знал, они не были связаны напрямую, – объяснял Вайсман. – Поэтому я подумал, что работы Энди вдохновят людей, которые любят спорт, возможно, впервые прийти в галереи, а людей, которым нравится искусство, впервые обратить внимание на суперзвезд спорта».
Сам Уорхол был далек от спорта и, по словам Вайсмана, «не понимал разницы между футбольным мячом и мячом для гольфа». Несмотря на это, художник оценил идею – ему нравилось исследовать феномен славы.
Спортсменов для проекта выбрал Вайсман. Поначалу герои отнеслись к предложению без энтузиазма. Одним из первых удалось договориться с жокеем Биллом Шумейкером. Но стоило согласиться Мохаммеду Али, как все захотели позировать.
С марта по ноябрь Уорхол ездил с камерой по США. Помимо Али и Шумейкера, он сфотографировал Крис Эверт, Пеле, баскетболиста Карима Абдул-Джаббара, гольфиста Джека Никлауса, бейсболиста Тома Сивера, игрока в американский футбол О. Джея Симпсона, фигуристку Дороти Хэмилл и хоккеиста Рода Жильбера. По слухам, они получили по 15 тысяч долларов.
Встречаясь со спортсменами, художник все больше втягивался в проект. Вайсман рассказывал, что Уорхол особенно хорошо поладил с хоккеистом Жильбером и его сокомандниками.
Фото Жильбера, позднее ставшее картиной
Эверт считает, что ее выбрали одной из героинь, потому, что она «доминировала в теннисе так, как не доминировали ни мужчины, ни женщины». С Уорхолом ее познакомил Витас Герулайтис. И теннисист, и художник часто появлялись в культовом клубе «Студия 54».
Эверт тогда было всего 22 года. Но заявившая о себе в 16 американка к тому времени уже возглавила рейтинг, выиграла шесть из будущих 18 «Больших шлемов», побывала президентом WTA и заработала первый миллион. Когда к ней обратился Уорхол, она готовилась к US Open.
В дневниках Уорхола почти нет подробностей о работе с Эверт. Он лишь предположил, что она согласилась по совету своего бойфренда актера Берта Рейнольдса, который однажды брал у Уорхола интервью.
Съемка проходила в мастерской Уорхола в Нью-Йорке, куда Эверт приехала вместе с Герулайтисом. «Мне сказали взять одежду для тенниса, ракетку и легкую улыбку, – вспоминает Крис. – За всю съемку Уорхол не произнес ни слова. Он был очень застенчив. Очень, очень застенчив. Он только фотографировал».
Уорхол сделал около 60 снимков каждого человека, из которых отобрал по четыре. После этого можно было переходить к холстам. Сначала помощники художника окрашивали их в телесные тона, а потом он сам добавлял цветные акценты. Поверх отпечатывалась шелкография. Чтобы придать лицам динамизм, Уорхол оставлял на влажной краске отметины, сделанные пальцами, обратной стороной кисти или шпателем.
Вайсман заказал Уорхолу восемь экземпляров этой серии, заплатив, как считается, 800 тысяч долларов. Каждый комплект уникален и сделан в разных цветах. Один экземпляр Вайсман раздал героям портретов, два подарил университетам, один – спортивным залам славы. Еще как минимум один остался у Вайсмана и его семьи.
В 2009-м из дома банкира украли 11 картин Уорхола (10 «Атлетов» и портрет самого Вайсмана). Страховая компания предложила вознаграждение в 1 миллион долларов за информацию, которая поможет найти портреты. Но позже Вайсман отказался от 25-миллионной страховки, не желая, чтобы страховая копалась в его личной жизни и допрашивала близких, и вознаграждение отозвали.
Работы пропали при запутанных обстоятельствах. Например, все остальные произведения искусства в доме остались нетронутыми, а на дверях не было следов взлома. Вайсман предполагал, что у него могут потребовать выкуп или что картины переправят в частные руки на Ближнем Востоке или в России. Новостей не было несколько лет, а в 2015-м выяснилось, что ФБР вернула коллекцию владельцу. Подробности дела не раскрывались.
В 2019-м, уже после смерти Вайсмана, работы были проданы с аукциона как отдельные лоты, их общая стоимость составила 15 миллионов долларов.
У личного экземпляра портрета Эверт куда более спокойная история: сейчас он просто висит у нее в столовой. «На нем читается скрытность, – рассказывает экс-первая ракетка мира. – Все держу в себе. Такой я и была в те годы».
Крис Эверт – символ эпохи: первой в спорте заработала миллион и на грунте добилась больше Надаля
У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода
Подписывайтесь на наш телеграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Graham Wood/Daily Express/Hulton Archive, Tony Duffy, Fox Photos/Hulton Archive; instagram.com/thewarholmuseum; samuseum.org; christies.com; seattleflash.wordpress.com